Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 00:43 |
|
|
Тема номера
|
У дальневосточного лизинга все впереди
На федеральном уровне второй год подряд темпы прироста сделок на рынке лизинга близки к нулю. В 2013 году номинальный объем нового бизнеса изменился незначительно (-1,5%), но с учетом инфляции можно говорить уже о заметном сокращении рынка в реальном выражении. Тем не менее лизинговые компании на Дальнем Востоке говорят об итогах ушедшего года с умеренной долей оптимизма: с начала года в разных сегментах рынка лизинга наблюдались разнонаправленные тенденции, в итоге падение одних сегментов компенсируется ростом других.
Балом правит МСБ
«В связи с повышенным вниманием правительства РФ к развитию Дальнего Востока могу сказать однозначно, что спада спроса в ДФО мы не наблюдаем. Более того, есть ряд инвестиционных проектов, которые сейчас реализуются, в том числе с участием бюджетов всех уровней. Например, в Амурской области это завершение строительства нефтепровода ВСТО-1 и ВСТО-2, строительство космодрома «Восточный», Нижнебурейской ГЭС, железной дороги «Улак - Эльга», региональные и федеральные автомобильные дороги (мост через реку Селемджа, обход Свободного, подъезды к федеральной трассе «Амур» и другие). Все эти проекты требуют материально-технического обеспечения, в том числе приобретение техники, оборудования, транспорта. Поэтому клиентская база стабильно растет», - отметил Роман ДЕДЮШКО, директор филиала ООО «ЭКСПО-лизинг» в Благовещенске.
На фоне общего снижения объемов нового бизнеса на рынке лизинговых услуг 2013 год для «Универсальной лизинговой компании» также был отмечен значительным ростом заключенных сделок. Так, в 2012 году объем нового бизнеса составил 4,9 млрд рублей, а в 2013 году - 5,9 млрд рублей, общая стоимость переданного в лизинг имущества составила 4,5 млрд рублей.
Наиболее пристальное внимание лизинговыми компаниями уделяется сегменту среднего и малого бизнеса. В последние два года даже крупнейшие лизингодатели обратили внимание на взаимодействие с данным сегментом, результатом чего стали разработка соответствующих продуктов и запуск «лизинговых фабрик». Доля крупного бизнеса в структуре новых сделок лизинга сократилась за последние два года на 5%, что также способствовало повышенному вниманию к среднему и малому бизнесу. Так, «Универсальная лизинговая компания» на протяжении ряда лет уделяет большое внимание сотрудничеству с малым и средним бизнесом, подчеркнула исполнительный директор ЗАО «Универсальная лизинговая компания» Светлана ЮДИНА. Для дифференциации портфеля это необходимое условие. Кроме того, крупные сделки в сотни миллионов рублей позволяют наращивать объемы лизингового портфеля.
«2013-й и начало 2014 года показывают стагнацию в развитии ряда отраслей экономики, все это приводит к снижению спроса на лизинговые услуги, - прокомментировала ситуацию Светлана Юдина. - В данной ситуации работа с малым и средним бизнесом получает особое значение. Наша компания активно сотрудничает с МСП-банком. Так, в прошлом году мы освоили кредит «МСП. Лизинг - производству», в новом году нами открыта в данном банке кредитная линия по продукту «Региональный потенциал». Все эти программы финансирования предназначены только для лизинговых сделок с предприятиями малого и среднего бизнеса».
В работе с малыми и средними предприятиями, обычно, лизингодатели применяют понятие «розничная» сделка. Единообразия в толковании этого термина нет. Как правило, главным критерием здесь является объем сделки - до 5 млн рублей. Соответственно, в структуре предметов лизинга в этом случае будет преобладать легковой и грузовой автотранспорт.
«У нас понятие «розничная сделка» применяется для сделок до 5 млн рублей с таким предметом лизинга, как автотранспорт. Для таких клиентов мы используем экспресс-анализ с минимальным пакетом документов, и на заключение сделки у нас уходит не более 1 дня. Тем самым мы облегчаем и ускоряем процесс получения автотранспорта клиентом в лизинг», - рассказал Роман Дедюшко.
Интересные, но неразвитые
Традиционно лидирующими предметами лизинга являются автотранспорт, дорожно-строительное оборудование и техника. Также всегда востребованными остаются объекты, необходимые для осуществления торговли и оказания услуг населению. Здесь специалисты отмечают, что особых смещений интересов по отношению к предметам лизинга не произошло. «Это объясняется активным развитием федеральных строек на Дальнем Востоке, жилищного и дорожного строительства и близким расположением к таким странам-экспортерам, как Япония, Корея и Китай, - объяснил Роман Дедюшко. - Техника, передаваемая в лизинг, в основном остается однотипной: дорожно-строительная техника, производственное оборудование, автотранспорт».
Такие интересные и привлекательные виды лизинга, как оперативный лизинг, лизинг недвижимости и судов, на Дальнем Востоке пока остаются не самыми популярными. Так, оперативный лизинг в целом по стране продемонстрировал позитивную динамику: объем таких контрактов, по данным «Эксперт РА», вырос с 39 до 75 млрд рублей (девять месяцев 2013 г. к девяти месяцам 2012-го). Но на Дальнем Востоке ярко выраженной тенденции к смещению в сторону такого вида лизига пока нет.
«Оперативный лизинг пока играет заметную роль лишь в авиа- и ж/д транспорте, но по мере развития вторичных рынков оборудования возможен его рост, хотя значительных объемов здесь наблюдать не придется. Наша компания не имеет сделок по операционному лизингу», - прокомментировала Светлана Юдина.
В таких видах лизинга, как лизинг недвижимости и оперативный лизинг, есть свои особенности, без учета которых сделка становится менее привлекательной для клиента, отмечает Роман Дедюшко. Например, в большинстве случаев продавцом недвижимости является физическое лицо, а поскольку все лизинговые платежи облагаются НДС, то для лизингополучателя такая сделка выйдет на 18% дороже. Таким образом, лизинг недвижимости интересен для любой лизинговой компании, но в силу сложности таких сделок многие лизинговые компании широко не работают в данном направлении.
С лизингом судов дела обстоят несколько позитивнее. Это направление лизинга расценивается специалистами как весьма интересное, но не самое массовое. Так, ООО «ЭКСПО-лизинг» на протяжении трех лет в Благовещенске плотно сотрудничает с ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции» и реализовало уже несколько совместных сделок. «Универсальная лизинговая компания» также имеет опыт заключения ряда сделок по судам. Например, в 2013 году «Универсальная лизинговая компания» передала в лизинг ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» рыболовное судно «Остров Монерон» (бывшее «Polar Princess») стоимостью $18 млн.
Если смотреть разбивку по регионам на Дальнем Востоке, то лидерами по объему и количеству остаются: Амурская область, Хабаровский край, Приморский край и Республика Саха (Якутия), отмечают специалисты.
«В этих регионах идет ритмичное развитие бизнеса в связи с выделением федеральных и региональных средств на целевые программы, а также развитием добывающих производств (освоение новых месторождений угля, золота, железной руды, нефти и газа), - отметил Роман Дедюшко. - Например, в Амурской и Еврейской областях - формирование горно-металлургического кластера: строительство ряда горно-обогатительных комбинатов, металлургического завода. В ближайшей перспективе строительство магистрального газопровода и реализация Восточной газовой программы по газификации Дальнего Востока, строительство в Амурской области газоперерабатывающего и газохимического комбинатов. Также в Амурской области - дальнейший ввод в оборот пахотных земель с нынешних 900 тыс. гектаров до 1,6 млн гектаров для производства зерна и сои, интенсивное развитие молочного и мясного животноводства. Развитие сельскохозяйственной сырьевой базы потребует ввода равновесных перерабатывающих мощностей - элеваторов, комбинатов. Это новое направление для применения лизинга».
Кроме того, Светлана Юдина отмечает тенденцию сокращения сделок с предприятиями Магаданской области. «Падение цены на золото в 2013 году привело к тому, что многие золотодобывающие компании резко сократили программу модернизации основных средств», - объяснила она.
Умеренно-оптимистичное будущее
По мнению ведущих игроков рынка лизинга на Дальнем Востоке, за последний год условия лизинга кардинальных изменений не претерпели. По их словам, авансы и ставки итак находятся на низком уровне, поэтому их снижения в ближайшем будущем не предвидится. В связи с этим конкурентная борьба продолжается в русле сервисной составляющей.
«Сейчас маржинальность лизинговых сделок настолько мала, что не приходится говорить о снижении стоимости лизинговых услуг, - комментирует Светлана Юдина. - Основным конкурентным преимуществом становятся скорость оформления сделок, индивидуальный подход, нестандартные решения. Все наши партнеры отмечают именно эти наши преимущества, т. к. мы компания региональная. Нет необходимости согласования параметров сделки с вышестоящей организацией».
Всегда предложить своим клиентам профессиональную помощь, быстрое решение вопросов и сервисную составляющую стремится и «ЭКСПО-лизинг». «Уже сейчас по запросу клиента мы проводим экспертизу поставщика и подбираем аналоги техники (для более взвешенного принятия решения по приобретению)», - подчеркнул Роман Дедюшко.
Говоря о конкуренции лизинга с банковским кредитам эксперты отмечают следующее: все зависит от того, насколько клиент осведомлен о преимуществах того или иного продукта, а окончательный выбор всегда стоит за клиентом. «Если начинать сравнивать лизинг и кредит как таковой, то однозначного предпочтения нет - ведь у каждого из них есть свои плюсы и недостатки, - пояснил Роман Дедюшко. - Поэтому каждый клиент в конкретной ситуации должен решать для себя, что ему выгоднее, быстрее и практичнее с точки зрения обеспечения залогом, налогообложения, времени рассмотрения, финансового состояния и других параметров».
О том, как будет развиваться рынок в 2014 году, лизингодатели стараются говорить с осторожностью: начало года преподнесло всем сюрприз в виде резкого скачка курса доллара и евро. Соответственно, какие бы планы ни строились, они могут быть скорректированными не зависящими от игроков рынка лизинга причинами.
Светлана Юдина отмечает, что перспективы развития рынка лизинга в текущем году - отдельная тема для разговора. При этом добавляет: к сожалению, о росте рынка лизинга в 2014 году говорить не приходится.
Роман Дедюшко говорит о том, что, несмотря на февральские «сюрпризы» доллара и евро, развитие рынка лизинга идет заметно - ведь разнообразные проекты и федеральные стройки никто не отменял и надо двигаться и расти дальше (людям свойственно ко всему привыкать). «В частности, в Амурской области, Хабаровском крае и Еврейской автономной области после наводнения ведутся активные мероприятия по восстановлению дорог, жилья, защитных противопаводковых сооружений, - комментирует Роман Дедюшко. - В перспективе у Дальнего Востока - модернизация БАМа и Транссиба, на которые в ближайшее время будет направлено более 500 млрд рублей, реализация новой федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона с инвестиционными проектами строительства инфраструктуры (дороги, морские порты, аэропорты, энергетика). В связи с этим лизинг в дальневосточных регионах однозначно будет активно востребован».
Анна РЫКОВА
Журнал "Дальневосточный капитал", май, 2014 год.
- Сфера страхования на Дальнем Востоке фиксирует убытки
- "Банковский сектор "справляется "со всеми вызовами…"
- Купить активы для бизнеса
- Как преумножить деньги, вложенные на индивидуальный инвестиционный счет
- Бизнес-карта ускорит платежи
- Сбербанк в новом формате
- Денежные переводы без комиссии становятся доступнее дальневосточникам
- Банк и Клиент: вместе в одной лодке
- Банки: рост на фоне падения
- Николай ДОЛГУШЕВ, управляющий Дальневосточным филиалом банка "Открытие": Мы последовательно наращиваем свою долю на рынке