Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Вторник| 10 Декабря, 21:07 |
|
|
Тема номера
|
Станислав ЕРМОЛЕНКО, президент Инвестиционной Группы МИГ: Важно дать аграрию «удочку»
Именно поэтому из десятка проектов, имеющихся в активе компании, сельскохозяйственный проект и проект развития порта стали для Группы стратегическими. Реализация этих проектов в недалеком будущем откроет для Приморья новые экспортные перспективы на рынках стран АТР.
– Станислав Игоревич, Инвестиционная Группа «МИГ» заявила о своих проектах относительно недавно. В какие проекты сегодня вы направляете инвестиции?
– Когда мы говорим, что Приморский край – это перспективный край, то, если выходить за рамки просто красивых слов, необходимо конкретно обрисовывать эти перспективы. Они, на мой взгляд, лежат в четырех отраслях: это сельское хозяйство, транспорт и порты, рыбная отрасль (причем развитие береговой рыбопереработки и аквакультуры) и, может быть, туризм. Во всех остальных отраслях Приморье не имеет очевидных конкурентных преимуществ по сравнению с другими регионами России. И те проекты, которые являются для нас сегодня стратегическими, создавались с учетом этих факторов. Таких проектов у нас два: в сельском хозяйстве мы планируем развивать растениеводство и животноводство, для чего был создан агрохолдинг, и второе направление предполагает развитие транспорта и порта.
Уже несколько лет успешно функционирует принадлежащий нашей компании порт, созданный на базе Первомайского судоремонтного завода. Сегодня там работает несколько компаний группы. Мы планируем построить на его территории современный компактный зерновой терминал для работы с небольшими агрокомпаниями, холдингами.
Второй наш крупный проект стартовал относительно недавно. В прошлом году мы инвестировали в создание агрохолдинга, в рамках которого приступили к проектированию строительства современного свинокомплекса. Кроме того, мы подняли часть залежных земель и в конце года начали покупать технику для того, чтобы в посевную впервые выйти в поле. В этом году мы получили первый урожай зерновых: сои, кукурузы.
– Свинокомплекс, равных которому в Приморском крае пока нет, уже построен. Когда он выходит на свою проектную мощность?
– Мы начали строительство свинокомплекса в мае 2011 фактически с нуля и уже осенью открыли первую очередь. В сентябре были завезены 590 голов породистых свиней из российского нуклеуса компании ТОПИГС. Конечно, пока это небольшой комплекс, его проектная мощность 12 тыс. голов в год, но мы решили начать с этого объема, чтобы в дальнейшем поэтапно увеличивать производство. В июле 2012 года рассчитываем выйти на полную мощность, т.е еженедельно с откорма на убой будет уходить около 230 голов свиней. И в этом же году мы планируем начать строительство второй и третьей очередей, каждая из которых рассчитана на такую же мощность. В общей сложности мы планируем агломерацию в 36 тыс. голов. В дальнейшем мы будем строить большие свинокомплексы по 100 тыс. голов. В проекте «АГРОХОЛДИНГ» планы у нас довольно амбициозные, мы каждый год хотим увеличивать производство двукратно. В этом году предприятие приступило к строительству комбикормового завода для обеспечения бесперебойного снабжения животных кормами. Его запуск ожидается в ближайшее время. В общей сложности мы уже инвестировали в этот проект порядка 600 млн руб. собственных и заемных средств. И я хотел бы поблагодарить нашего главного финансового партнера – Сбербанк РФ за поддержку и веру в наши начинания в такой сложной отрасли, как сельское хозяйство.
– Традиционно сельское хозяйство считается бизнесом с высокими рисками при относительно небольшой рентабельности. Вас это не смутило?
– В сельском хозяйстве при грамотном ведении бизнеса соотношение риски/рентабельность не выходит за рамки традиционных представлений. Я не хочу сказать, что рентабельность там огромная, но она немного выше, чем в традиционных отраслях за счет более высоких рисков. Другое дело – это сложный бизнес с точки зрения производственного цикла, технологий и комплексности принимаемых решений. В этом смысле он уступает разве что металлургическому производству, который считается самым сложным. Необходимо учитывать одновременно много факторов, решать много комплексных проблем. В сельском хозяйстве, в растениеводстве, например, несмотря на кажущуюся простоту – «посадил-вырастил-убрал» – много производственных стадий, которые необходимо выстроить в четкий производственный цикл. Но тем не менее сельское хозяйство развито во многих странах, и нигде оно не умирает. Голландия, страна, занимающая площадь 41,5 тыс. кв. км, т. е. в 4 раза меньше, чем Приморский край, и значительная часть сельхозугодий которой отвоевана у моря, является сегодня мировым лидером в сельском хозяйстве, а экспорт голландской сельскохозяйственной продукции составляет 55 млрд евро ежегодно. Опыт других стран показывает, что если подойти к сельхозпроизводству как к бизнесу, а не как к хобби дачника советских времен, то, в принципе, можно и рентабельность повышать, и успешно развиваться. В России ведь тоже есть успешные хозяйства, как мелкие фермерские, так и большие агрохолдинги.
Но проблема в том, что аграрный сектор – очень капиталоемкий бизнес с достаточно длительным сроком общей окупаемости. Если в девелопменте теоретически можно дом построить за год, т.е. в течение года получить возврат вложенных средств, то здесь сроки гораздо больше. Даже при нашей скорости реализации проекта свинокомплекса мы только через 14 месяцев с момента начала строительства получим продукцию. Построить мало, надо еще наладить процесс выращивания свиней и производства мяса, на это уходит около 9-10 месяцев с учетом всех стадий. Это не считая временных затрат на проектирование, которые заняли у нас еще несколько месяцев. В общем, цикл очень длинный.
Но проблемой номер один я бы все же назвал кадровую. Управляющую свинокомплексом мы нашли через московское кадровое агентство в европейской части России. У нас постоянно требуются специалисты буквально по всем позициям – от рабочих до управленческих. За этот год фактически четыре семьи переехали в Приморский край из других регионов для того, чтобы работать в хозяйствах нашего холдинга. Но мы заинтересованы в том, чтобы к нам шли наши местные специалисты. Сейчас мы ремонтируем дом в селе, который взяли в аренду у поселкового совета, делаем там малосемейное общежитие для того, чтобы можно было приглашать специалистов. В дальнейшем планируем тесно сотрудничать с Приморской сельхоз-академией.
– Но сельское хозяйство относится к тем отраслям, на развитие которых государство выделяет немалые деньги. Как вы оцениваете меры государственной поддержки?
– Да, действительно, государство выделяет серьезные средства на поддержку сельского хозяйства, и это правильно, так как аграрная промышленность у нас в стране еще не развита. Но мы считаем, что можно и нужно эту поддержку оптимизировать, чтобы она была более эффективной. Не всегда прямые денежные вливания – это хорошо, иногда они развращают. Мне кажется надо делать так, как в классической ситуации: дать аграрию «удочку» и научить его «удить», а не кормить его. Например, мы прошли очень сложный этап согласования, экспертизы решения на строительство свинокомплекса. Почему бы не сделать типовые проекты, которые можно один раз согласовать и утвердить, и не тратить на это драгоценное время, силы и деньги? Причем каждый раз делая это заново. Или не упростить процедуру оформления компенсации банковской процентной ставки? Мы четыре месяца платили полную ставку, ожидая, когда Минсельхоз соберет комиссию в Москве. Или, например, есть предложение создать программу господдержки по обмену старой сельхозтехники на новую, по примеру автопрома. Вроде бы это хорошая мера, и отечественный производитель техники будет поддержан. Но ведь эффективность этой техники по сравнению с импортной заметно ниже. Почему не уравнять в правах тех, кто хочет работать на более надежной технике? В этом есть некая несправедливость. В то же время департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края работает достаточно оперативно и то, что предусмотрено в бюджете и на поднятие залежных земель, и на покупку техники, нам в числе других производителей тоже выделяется.
– Для многих сельхозпроизводителей очень остро стоит проблема сбыта. Неоднократно высказывались предложения о создании зерновой биржи. Как вы относитесь к этому предложению?
– У нас проблема в том, что в сельском хозяйстве в настоящее время нет ни рынка, ни плана, как в советские времена. И при этом отрасль достаточно децентрализована, очень много мелких игроков. Они не всегда ориентируются на конкретных покупателей, определяя свои посевы. Раньше, когда была плановая система, все было понятно. И в этом смысле, на мой взгляд, сейчас даже не столько биржа нужна, сколько система средне- и ближнесрочных прогнозов по основным культурам. Нужна прогнозируемая потребность. Биржа эту проблему не решит. Надо, чтобы сельхозпроизводитель научился думать о сбыте уже весной, а еще лучше осенью, когда составляются планы на следующий год. Зерно – конечно, биржевой товар, но у него должна быть инфраструктура, каналы сбыта, элеватор. По сути, это должен быть большой торговый дом. Не в каждой стране такая биржа есть. И сегодня та же Чикагская биржа в США играет скорее роль индикатора цены, а продажи построены вне этой биржи.
Мы, когда весной сеяли кукурузу, тоже, можно сказать, ткнули пальцем в небо, но у нас все же было несколько вариантов реализации урожая. Внутренний рынок, конечно, слабый, а для нужд нашего свинокомплекса нужно в три раза меньше, чем было получено урожая, но мы тогда уже понимали экспортную перспективу.
– А экспортная перспектива, в общем, реальна для приморских производителей?
– Задача правительства, поставленная перед аграриями, – стать крупнейшей экспортной зерновой державой, не снимается, а специализированный выход к морю в стране сейчас только один – Новороссийск. Мощностей терминалов его порта остро не хватает. Поэтому здесь, я считаю, у нашей компании хорошая перспектива. Сейчас наш порт занимается разными грузами, в том числе экспортными, и стабильно работает. Тем не менее мы находимся в поиске вариантов его глубокой модернизации. И одна из идей, которая вышла на более продвинутую стадию, – это строительство небольшого зернового терминала на его территории для того, чтобы свое зерно переваливать и, естественно, осуществлять эту услугу для других владельцев зерна.
Мы особенно остро ощутили эту потребность, когда приступили к первым поставкам своей продукции на экспорт. В этом году мы заключили два контракта на поставку 3,5 тыс. тонн кукурузы в Южную Корею, и в начале декабря судно с первой партией уже отправили к нашим партнерам. Сейчас мы сталкиваемся с массой проблем: сложная логистическая цепочка – нет зернового терминала, приходится все грузить в контейнеры, что влечет за собой дополнительные расходы, непростая система сертификации, принятая в РФ, плюс отсутствие подобного экспортного опыта не только у бизнеса, но и у государственных органов. Можно сказать, вместе «прокладываем дорогу».
Но нам сейчас все же важно проложить эту дорогу. Три крупнейших в мире импортера кукурузы – Япония, Корея и Тайвань – все рядом. Если у нас получится выйти со своей кукурузой на эти рынки, если проходим по качеству продукции, будем конкурентоспособны по цене, то можно заявлять о создании большого регионального проекта и даже более того, проекта на уровне федерального округа по развитию производства и экспорта кукурузы на рынках АТР.
Мы планируем связать наши транспортные активы в технологическую бизнес-цепочку с аграрным холдингом и, возможно, уже в следующем году будем перевозить зерно через наш порт.
Учитывая то, что наша беседа проходит в преддверии Нового 2012 года, хочу поблагодарить наших партнеров за плодотворное сотрудничество в уходящем году, сказать своим сотрудникам, коллегам, что мы очень много сделали и эффективно поработали, мы – молодцы!
В новом году желаю всем удачи, счастья, здоровья – все это пригодится нам для новых достижений.
Елена Абашева, «Дальневосточный капитал».
- Нацпроекты выливаются во что-то большее
- Работники нефтяной отрасли встречают профессиональный праздник
- В штатном режиме: АЗС "ННК" работали вопреки ЧС и землетрясениям на Дальнем Востоке
- Проект для дважды упорных
- Сеть АЗС ННК поздравила дальневосточников с 1 сентября
- "Независимо от обстоятельств". Зачем независимые АЗС продолжают "раскачивать" рынок топлива на Дальнем Востоке
- Разыграли так разыграли: ННК вручила счастливчикам кроссоверы Mitsubishi Outlander
- Итоги конкурса "ВЕСНА с ННК!" будут подведены 9 мая
- Меры безопасности для работников и посетителей АЗС ННК усилены
- У лабораторий ННК – женское лицо