Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Суббота| 06 Марта, 11:41 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Еврейская автономная область
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 74.43 р.
1 EUR 88.93 р.
100 JPY 68.68 р.
10 CNY 11.49 р.
Тема номера
Лес рубят - квоты летят
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
26.02 |
Крабы и неумелый пиар довели приморского бизнесмена Евгения Пекаря до тюремного срока
12.02 |
Приморский бизнесмен стал фигурантов уголовного дела – Следственны комитет
05.02 |
Месячный запас топлива сформирован на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе
03.02 |
Возобновление поставок топлива на АЗС Дальнего Востока начнется с 3 февраля
29.01 |
Требования к безопасной перевалке угля в портах России предлагают ввести экологи
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 16:46
Нацпроекты определяют рост Ускорение развития дальневосточных регионов, повышение в них уровня жизни населения и качества среды обитания опираются на задачи, определенные национальными проектами.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 15:42
Иностранные инвесторы: все ли планы в силе? Приморский край твердо намерен конкурировать за иностранные инвестиции. Индия, Китай, Корея, Япония реализуют масштабные проекты в регионе
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 14:36
Снятие ограничений в Приморье открыло доступ к полноценному летнему отдыху Официальное открытие туристического сезона в этом году на территории Приморского края состоялось в середине июля. Коронавирус "своровал" у населения почти два месяца солнца и моря. Но после снятия ограничительных мер базы отдыха в Приморье захлестнули нескончаемые потоки гостей, уставших от карантинного периода. Туристы в регион приезжали со всей России.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 13:40
Приморские грани "Дальневосточного гектара" Участки земли по федеральной программе "Дальневосточный гектар" в свое пользование, по данным Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК), к началу октября получили уже свыше 85,5 тысяч человек. В целом желающим освоить пустоши было предоставлено около 60 тысяч га, что сопоставимо с размерами таких крупных городов, как Самара или Новосибирск.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 10:10
Местные авиамаршруты: взлет точно по расписанию В Приморском крае в последние годы активно развивается внутреннее авиационное сообщение
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Саммит АТЭС-2012
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Тема номера

28 Августа 2015, 17:50 | Тема номера

Вулкан инвестиций просыпается на Камчатке

Корреспондент "Дальневосточного капитала" лично удостоверился, что в самом уникальном регионе страны готовятся к реализации столь же уникальные бизнес-проекты

От Камчатки всегда ждешь чего-то необычного. Даже в экономике. Есть стойкая убежденность, что одна из самых уникальных территорий страны просто не может (или не должна) заниматься реализацией каких-то типовых проектов и предлагать какие-то стандартные решения проблем.

В этом убедился и корреспондент «Дальневосточного капитала», лично увидевший, как на полуострове сегодня зреют непростые, но одновременно и очень интересные планы.

Красивый проект

Впрочем, как выяснилось, это подметил не только автор этих строк, но, к примеру, и такой политический тяжеловес, как полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий ТРУТНЕВ, который на одной из дискуссий по проекту территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), которая будет реализовываться на Камчатке, так и сказал: «Очень, на мой взгляд, сложный, но комплексный и красивый проект».

Именно такой ТОР «Камчатка» разрабатывала команда врио губернатора Камчатского края Владимира ИЛЮХИНА. Камчатские задумки буквально сплетены и взаимно дополняют друг друга. Более того, к ТОРу правительство края уже «привязывает» и все остальные проекты, которые сегодня планируются здесь.

Основные рамки ТОРа «Камчатка» и другие проекты, связанные с ней, «ДК» обрисовал и. о. заместителя председателя правительства края Юрий ЗУБАРЬ, курирующий вопросы развития транспортной инфраструктуры, дорожного строительства, а также вопросы, связанные с имущественным комплексом Камчатки.

- Главная ставка в нашем ТОРе делается на туризм. И это вполне понятно. Сегодня мы можем констатировать, что туристическая составляющая экономики края с уникальной природой и возможностями все еще находится в зачаточном состоянии. И это при том, что у нас привлекательных для туристов природных объектов приблизительно раз в 10 больше, чем на той же Аляске. А наши туристические потоки просто несопоставимы, - говорит зампред.

На Камчатке сложно выделить какую-то особенную туристическую «изюминку». Вулканы, горячие источники, сплав, рыбная ловля… Что тут лучше или хуже с точки зрения привлекательности для гостей? Весь полуостров - один сплошной туробъект. Тем не менее «базовым» по части туризма в ТОРе станет кластер «Паратунка», в котором желающие могут найти все перечисленное выше. Вот где раздолье бизнесу средней руки, которому предстоит обустраивать здесь санатории, базы отдыха, отели, общепит, объекты торговли и так далее.

Здесь основной упор делается на развитие инфраструктуры. Самые слабые точки - аэропорт, модернизация которого включена в проект ТОРа, и морской порт, реконструкцию которого камчатские власти планируют поручить частным инвесторам.

Что касается такой инфраструктуры, как дороги, то, как ни удивительно, основные автотрассы на полуострове уже готовы разбить миф о том, что на Камчатке никаких дорог нет, а есть только направления. Не дожидаясь ТОРов и команд сверху, правительство Камчатки уже несколько лет активно реконструирует автотрассы. И строительство новых дорог продолжается. Трассы тянутся на север региона, и уже практически везде на ключевых маршрутах вместо допотопных переправ построены мосты.

Самолетами, пароходами…

Но вернемся к ТОРу.

Итак, аэропорт. Любому, кто слетает на Камчатку, становится понятно, что местный аэропорт явно диссонирует с планами по привлечению на полуостров туристов.

- У нас есть большое количество заявок от международных компаний, которые хотят возить сюда туристов. Это и Япония, и Китай, и Корея, и многие другие, но наш аэропорт просто не в состоянии обработать такое количество рейсов. Представляете, те же китайцы уже прислали заявки на восемь рейсов в сутки! Но приоритет, конечно, будет отдаваться российским авиакомпаниям. Мы очень ждем здесь именно российского туриста, - заверил Юрий Зубарь. - В общем, аэропорт мы будем реконструировать и расширять при любом раскладе, он с 2013 года в краевой собственности, и это стопроцентно наша зона ответственности. Реконструкцию взлетно-посадочной полосы, надеемся, «Дальспецстрой» завершит уже в этом году, а в конце 2015-го мы возьмемся за аэропорт. Проект уже давно разработан. Новый аэропорт будет принимать до 400 пассажиров в час, в нем будет отдельный международный сектор, а при необходимости и весь комплекс может конвертироваться под потребности иностранных туристов.

Есть у правительства края и планы по дальнейшему расширению сети региональной авиации. Тут без местных авиалиний никак нельзя. Дело это весьма затратное - до полумиллиарда рублей ежегодно тратит бюджет на дотации авиаторам, - но лишать далекие поселки связи со столицей края никто не собирается. Все идет к созданию полновесной региональной авиакомпании, с новым брендом, которая также будет встроена в схему работы с туристами.

В прошлом году на Камчатке уже запустили взлетную полосу в Палане, в планах приведение в порядок аэропортовой инфраструктуры в глубинке - Оссоре, Корфе, Тигиле, на острове Беринга.

Что касается пассажирского терминала в морском порту Петропавловска-Камчатского, то его… нет вовсе. Как и причалов, способных принимать океанские лайнеры. Красочные фото, которые видели многие, - огромные «Принцессы» на фоне камчатских вулканов - на самом деле скрывают очень большую проблему. Если туристы и спускались на берег, то это приходилось делать только посредством катеров, а вся операция затягивалась на долгие часы. Из-за этого, по словам зампреда, сегодня на Камчатку заходит в лучшем случае пара десятков лайнеров в год, а может и в десять раз больше, благо заказы также есть.

- Будет построена причальная стенка длиной в 700 метров и глубиной в 10 метров. Рядом возводится современный пассажирский терминал, - поделился планами Юрий Зубарь.

Кстати, совсем недавно врио губернатора Камчатского края Владимир Илюхин в ходе выездного совещания обнародовал планы создания в центре краевой столицы туристического комплекса в рамках ТОР «Камчатка». Проект предполагает задействовать и площади бывшего судоремонтного завода «Фреза».

Два года назад предприятие «Фреза», территория которого прилегает к зданию строящегося морского вокзала, было признано банкротом. В 2015 году территория, здания и причалы завода были приобретены правительством Камчатского края для включения в состав ТОРа.

Развитием этой территории займется Корпорация развития Камчатского края. Специалисты разработают концепцию с учетом морвокзала и пункта пропуска, с которыми она составит один комплекс. Вместо старых зданий на территории завода появятся новые, а также здесь будут стоянка для яхт, гостиница, выставочные залы.

По мнению главы региона, новый комплекс повысит привлекательность края для туристов, которые прибывают на Камчатку морскими лайнерами, и станет комфортным местом для отдыха местных жителей. Само здание морвокзала будет готово уже к ноябрю этого года.

Хаб для Севморпути

Но развитие морского порта строительством причала для «Принцесс», стоянки яхт и пассажирского терминала не ограничивается. В планах - создание мощного транспортно-логистического кластера, который будет завязан на обслуживание возрождающегося Северного морского пути.

В рамках проекта ТОР «Камчатка» предусматривается формирование нескольких промышленно-логистических зон портового типа: терминал навалочных грузов, контейнерно-логистический терминал международного класса, рыбопромышленный и бункеровочный терминалы и бизнес-зона (социально-деловой центр). Часть площадок будет создана на базе ОАО «Петропавловская судоверфь» и ОАО «Жестяно-баночная фабрика». Еще ряд промышленных объектов и бизнес-зона будут расположены на базе производственных мощностей ЗАО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» в южной части бухты Южной Авачинской губы.

«Предполагается, что будет построено с десяток судов-шаттлов ледового класса, которые будут курсировать между Петропавловском и Мурманском, а наш транспортно-логистический кластер будет грузы принимать и обрабатывать. Перспективы тут огромные. Контейнеры смогут попадать из региона АТР в Европу и назад гораздо быстрее, чем по обходному и ныне опасному пути через Суэцкий канал.

Такой транспортный путь поможет в решении и проблем собственно России. Взять хотя бы извечную проблему доставки в центральную часть страны дальневосточной рыбы. Каждый год начинаются бесконечные разбирательства, кто виноват, что рыба не может вовремя попасть на стол россиян в Сибири и в Центральном регионе. Узкое транспортное горло Владивостока уже давно вызывает нарекания тех же рыбаков. А камчатский кластер способен разрубить этот узел», - уверен зампред.

Теплицы на вулкане

В планах по развитию ТОРа «Камчатка» есть и еще одна важная составляющая - сельскохозяйственный кластер. Вот тут-то ничего эксклюзивного: овощи, коровы, молоко… все как у всех, скажете вы, и ошибетесь. На полуострове планируется развернуть сразу несколько тепличных хозяйств, источником тепла и воды в которых будут термальные источники. Когда они выйдут на проектную мощность, край планирует практически полностью закрыть собственной продукцией потребность в основных овощных культурах.

Не дожидаясь ТОРа, сегодня уже реконструируются сразу несколько животноводческих ферм, которые могут закрыть потребность региона в молоке и мясе. И тут не без «фишки». В крае планируется поставить на промышленную основу оленеводство.

- В общем, планы более чем огромные. Поверьте, по многим проектам нашего ТОРа мы спорили и доказывали свою правоту очень долго, очень громко и в очень больших кабинетах. Конечно, одним ТОРом проекты развития нашего края не ограничиваются, работы будет много и без ТОРов, но уверен, что все это в совокупности должно сделать из Камчатского края регион, в котором жителям будет обеспечена достойная жизнь, а гости со всех краев света и, прежде всего, из других краев и областей нашей страны будут стремиться повидать регион, - говорит врио главы региона.

Рыба - всему голова!

Но планы планами, а что же представляет собой экономика полуострова сегодня? С основными ее показателями и трендами «ДК» ознакомила и. о. заместителя председателя правительства Марина СУББОТА, курирующая блок экономических вопросов.

- Предвидя ваш вопрос, сразу отмечу, что бюджет нашего края на сегодняшний день составляет примерно 50 млрд рублей, из которых 20 - собственные средства. От такого соотношения, учитывая нашу специфику, никуда пока не денешься. Но такой расклад постепенно меняется в сторону увеличения, скажем так, нашей доли и снижения федеральной. Причем этот процесс идет достаточно интенсивно, - сообщила зампред.

Ни для кого не является секретом, что основой камчатской экономики является рыбная отрасль. По данным зампреда, сейчас доля края в общероссийской добыче рыбы превышает 20%. Отрадно, что в регионе активно развивается и рыбопереработка: только в последние годы сюда вложено более 16 млрд рублей частных инвестиций. Сейчас в крае действуют более 100 предприятий рыбопереработки.

О проблемах с доставкой камчатской рыбы в центр страны мы писали выше. Тем не менее и здесь у правительства края большие задумки.

- Сейчас мы активно разрабатываем планы по открытию в крупнейших российских городах наших фирменных рыбных магазинов, - сообщила Марина Суббота. - К сожалению, сделать это через сети оказалось очень сложно, поскольку там невозможно хоть как-то отделять камчатскую рыбопродукцию от всей остальной. Предлагали даже схему «магазин в магазине», но и это оказалось сложно. А нам необходимо, чтобы обязательно сохранялся наш бренд, который гарантирует, что покупатель приобретет вкусную и экологически чистую продукцию.

Как уже говорилось выше, и Марина Суббота это подтвердила, особая ставка у властей Камчатки, как и у местного бизнеса, - на развитие сельского хозяйства. Несмотря на кризис, санкции и прочие неурядицы, эта сфера производства в крае растет впечатляющими темпами - до 10-11% в год. В регионе возводится или реконструируется сразу несколько тепличных комбинатов и животноводческих ферм. Так, компания «Агротек Холдинг» успешно реализует планы комплексного развития: запустила современный свинокомплекс в пос. Сокоче, планирует создать на Камчатке репродуктор для воспроизводства качественного поголовья свиней.

По данным зампреда, уже сегодня Камчатка обеспечивает себя молоком на 30%, мясом - в среднем на 13%, почти полностью - овощами и яйцом. Готовится вновь заработать на полную мощность комбикормовый завод, построенный здесь еще во времена СССР по итальянской технологии. Строится и бройлерная фабрика, которая закроет основную потребность полуострова в курином мясе.

По своему уникальным стал и современный завод по переработке оленины в поселке Усть-Хайрюзово на севере края, который загрузил работой «национальную» окраину Камчатки.

Копнуть недра

Большие планы у правительства края и на развитие горнорудной промышленности. Уже разработаны и начали претворяться в жизнь сразу четыре крупных проекта, главным образом связанных с золотодобычей. Основным здесь считается проект строительства ГМК на Озерновском золоторудном месторождении. Это самое мощное на полуострове месторождение, содержащее порядка 300 тонн золота.

Проект в числе первых получит господдержку на развитие инфраструктуры.

- Речь идет о компании «Сигма» и разработке месторождения Озерновского, которое находится в Карагинском районе. Для того чтобы проект был рентабельным, туда необходимо проложить дорогу, это порядка 100 километров. Дорога пойдет от региональной трассы в районе поселка Ключи Усть-Камчатского района в сторону полигона «Кура» до Озерновского месторождения. На эти цели и будут направлены выделенные средства, - комментирует врио губернатора Владимир Илюхин.

Глава региона отмечает, что инвестиционный озерновский золоторудный проект - это первая ласточка, получившая господдержку. На очереди еще один важный для развития горной промышленности Камчатки проект - «Строительство ГОК «Аметистовый». В настоящее время руководство предприятия готовит необходимые технические документы по строительству подъездной дороги к комбинату для рассмотрения комиссией.

- Оба проекта - знаковые для Камчатки. Крупнейшая в крае золотоизвлекательная фабрика на месторождении Аметистовом будет сдана уже осенью. Это месторождение расположено в северо-западном районе Камчатки, - говорит Владимир Илюхин. - Для Корякии, да и для Камчатки в целом, это очень важные проекты, прорывные, я бы сказал.  

Андрей Пушкарев.  Журнал "Дальневосточный капитал", август, 2015 год.

Теги: ВЭФ  инвестиции 
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Хороший инвестклимат приносит Камчатке свои плоды
  • Камчатка: быть началом России
  • Особая привилегия: Жить на вулкане
  • Гостиница с видом на будущее Камчатки
  • Владимир ГАЛИЦЫН, зампредседателя правительства Камчатского края - министр рыбного хозяйства: Камчатка уже инвестирует
  • Камчатка конкурирует за инвестиции
  • Вулкан инвестиций просыпается на Камчатке
  • Владимир ИЛЮХИН, врио губернатора Камчатского края: Говорить о том, что все проблемы остались позади, еще рано, но позитивные перемены налицо
  • Рашид ШАМОЯН, генеральный директор ООО "Шамса-Холдинг", председатель правления Ассоциации предприятий и предпринимателей Камчатки: Нужно создавать условия для местных предпринимателей
  • На Камчатке термальные овощи "пробивают" себе дорогу на рынке





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Проект ДК
30 Октября 2020, 12:30
Сельское хозяйство: между потерями и обретениями Среди перспективных отраслей экономики края сельское хозяйство более десяти лет занимает ведущие позиции по объемам привлеченных инвестиций. Итогом такой активности стали появившиеся в регионе новые производства, которые позволили увеличить объемы продуктов питания, выпускаемых приморскими предприятиями, и в целом повысить показатели обеспеченности Приморского края собственной продукцией.
статьи раздела
Loading...
RedTram
Проект ДК
30 Октября 2020, 11:53
Инвестиции чувствуют перспективы Благоприятный инвестиционный климат Дальнего Востока открывает широкие возможности отечественному бизнесу найти для себя новые сферы приложения капитала. Особенно это заметно на территориях, где введены льготные режимы экономической деятельности, позволяющие форсировать создание новых предприятий, производств, объектов новой инфраструктуры, жилья. О том, каковы сегодня перспективы выполнения инвестиционных соглашений резидентами ТОР и СПВ, рассказывает директор Ассоциация резидентов территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток Денис ГАРИН:
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 11:00
Артем принимает вызов На глазах город Артем Приморского края становится все более комфортным для жизни. Есть видимые для глаз перемены - ведется комплексное благоустройство, строятся парки; и есть менее заметные, - во многом изменились отношения местной власти и бизнеса. О том, на каких принципах они строятся, как город содействует привлечению инвестиций, мы говорим с Вячеславом Квоном, главой Артемовского городского округа.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:20
Энергетика Приморья: этапы развития Новые энергообъекты должны обеспечить возросшие потребности бизнеса и решить проблему надежности
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:00
Лесопромышленный комплекс: переработка выходит на первый план Инвестиционные проекты в отрасли поддержаны на федеральном и региональном уровне
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
Адрес: 690950, г. Владивосток, пр-т Красного знамени 10 • тел./факс: (423) 245-04-85, 245-03-94 • e-mail: [email protected]
© 2000-2011 ОАО «Издательская компания «Золотой Рог». Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, графических и фотоматериалов ссылка на «Дальневосточный капитал» обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на «Дальневосточный капитал» обязательна. Создание и поддержка: ОАО «Издательская компания «Золотой Рог». Данный сайт содержит информационную продукцию категории 16+.
џндекс.Њетрика