Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понедельник| 14 Октября, 19:07 |
|
|
|
Тема номера
|
Высшая театральная премия России "Золотая маска" впервые отправилась в Магадан
Также она удостоилась премии в главной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Вместе с ней отмечены заслуги балерины Майи ПЛИСЕЦКОЙ и актера театра и кино Армена ДЖИГАРХАНЯНА, режиссера Петера ШТАЙНА и руководителей театров имени Моссовета Павла ХОМСКОГО и Санкт-Петербургского «Буффа» - Исаака ШТОКБАНТА, пишет журнал "Дальневосточный капитал".
А буквально через несколько дней после этой новости стало известно, что актрису удостоили звания «Почетный гражданин Магаданской области». Первым поздравил Ольгу Яковлевну губернатор области Владимир ПЕЧЕНЫЙ. Он высоко оценил искусство актрисы, сказав, что ее игра в любом спектакле завораживает и наполняет зал оптимизмом и энергетикой.
Ольга Седлецкая - актриса милостью Божией. Каждый магаданец скажет, что без нее областную сцену представить невозможно. А ведь мы могли никогда не узнать ее. Бессмысленно предполагать, как бы сложилась жизнь, если бы она не стала артисткой, но судьба привела ее, москвичку, в ряды актеров Дворца культуры имени Лихачева, после чего Ольга Яковлевна решила поступать в ГИТИС. На дипломном спектакле, в котором она была занята вместе с мужем, Львом Сергеевичем Тузом, ее заметила директор магаданского театра в 1960-е годы Анна ГРИБКОВА и буквально билась за понравившуюся выпускницу в Министерстве культуры: в закрытый Магадан тогда не распределяли.
За полвека журналисты бессчетное число раз брали интервью у Ольги Яковлевны, ее голос звучал по радио и на телевидении, но всякий раз читать о ней, как и слушать ее - удовольствие!
- Что меня удивило, когда я сюда приехала, - вспоминает она, - так это телевизионная вышка в огнях, так красиво была она освещена. Сразу подумала, а город-то большой. Поразил меня Магадан! Это был сентябрь, труппа гастролировала. Вскоре меня вызвала Анна Васильевна Грибкова и сказала: «Пора тебе вводиться в спектакль». Это была оперетта «Цирк зажигает огни». Как я волновалась и боялась! Мне казалось, ничего не сумею сделать, ведь была масса вокальных и танцевальных номеров. До сих пор с благодарностью вспоминаю, как мне помогали. Это были большие мастера сцены, среди них Елена и Виктор РОЗАНОВЫ, Галина ВЕТРОВА, Алевтина БЕЛЯВСКАЯ, Аркадий МИХАЙЛОВ, Лидия ВЕРЕМКОВИЧ, Владислав ХМЕЛЕВ и другие. Коллектив оказался очень дружным.
В Магадане в окружении опытных коллег талант Седлецкой расцветал, к тому же природа одарила ее невероятно щедро. И красивым голосом, и эмоциональностью, и темпераментом, и женственностью. Ее актерская судьба на редкость гармонична. Пожалуй, у нее нет ни одной роли, в которой бы она смотрелась не на своем месте, будь то проходной эпизод или центральный персонаж. Что бы ни предлагали ей играть режиссеры - юную прелестницу, женщину трудной судьбы или возрастную даму, - для каждой она находит способ существования, где им обоим, и актрисе, и ее героине, комфортно и интересно. В богатой коллекции ролей, собранной Ольгой Яковлевной за годы службы в театре, попадаются разные, но большинство оставили впечатление актерского счастья. К таким она причисляет «Фиалку Монмартра», где она играла Нинон. Такой же искрометной лицезрели мы ее в «Хануме», где она была занята главной роли. И надо было видеть, как блистала она в дуэте с Владимиром БАРЛЯЕВЫМ. Зрители бережно хранят в сердцах эти незабываемые образы. Еще были капризная Мариэтта в «Баядере» и донская казачка Марфа в «Бабьем бунте», Пенелопа в одноименной оперетте, Анжелика и тетя Дина в «Севастопольском вальсе». Такое разнообразие в творческой палитре актрисы надолго продлило сценическую жизнь.
- Никогда не просила ролей, все, что предлагали, сыграла! - говорит она.
Творческое долголетие Седлецкой предрекли еще на заре ее карьеры, в годы учебы и во время сдачи дипломных спектаклей в стенах ГИТИСа, знаменитый режиссер Иосиф Михайлович ТУМАНОВ и неподражаемая исполнительница романсов Мария Петровна МАКСАКОВА. Помнится, Туманов произнес золотые слова: «Актрисы, мечтающие играть Сильву и Марицу, быстро уйдут со сцены. Эти роли не сулят долгого пребывания в театре, молодость уходит с годами, и нужны роли самых разных возрастов!»
Смолоду удавались Седлецкой характерные героини. Так что прогноз народного артиста СССР, в прошлом главного режиссера московской оперетты и Большого театра, о том, что она будет жить в театре долго, сбылся. Стоит ей выйти на сцену, в зале раздаются щедрые аплодисменты. Так всегда приветствуют ее благодарные поклонники. Она любит своего зрителя, и он отвечает ей тем же.
Удивительно доброй, все понимающей женщиной она предстала и в роли Хариты ОГУДАЛОВОЙ в спектакле «Бесприданница. Послесловие» заслуженного деятеля искусств, режиссера Вячеслава ДОБРОВОЛЬСКОГО. Один лишь поворот головы - и актриса обозначает трагедию, безмерное материнское горе и страдание… Премьера этого спектакля прошла «на ура» в конце 2014 года.
На сцене Ольга Седлецкая была разной - и жесткой, и властной, и смешной, но всегда образы ее героинь обожала публика. И когда она исполняла героическую роль Жанны в постановке «На рассвете», характерную Регину в «Вольном ветре», а какой колоритной была она в паре с мужем Львом Тузом в спектакле Юрия ЧЕРНЫШОВА «Бабий бунт»!
Настоящей удачей в творческой биографии Ольга Яковлевна считает старую одинокую женщину из спектакля «Как бы нам пришить старушку», когда-то она выбрала ее для бенефиса. Режиссером постановки был Юлий ГРИНШПУН. Зрители со стажем говорят, что эта роль - вершина творческой деятельности. Полностью раскрылись и драматический дар актрисы, и опыт, а невероятная доброта, самопожертвование, печаль и глубокое понимание жизни, как и человеческих слабостей, были настолько достоверны, что зал плакал. Публику не обманешь, фальшь, наигрыш не принимаются, подлинное служение вознаграждается искренними аплодисментами и признанием.
- Все ради зрителя. Где бы я ни выступала, зрителя беру в союзники! - говорит она и добавляет: - Я все сыграла, у меня счастливая судьба!
Марина ПРАСКОВА.
Журнал "Дальневосточный капитал", март, 2015 год.
- Александр Андреев: Приходится насаждать "светлые инициативы", но плохо получается
- Анастасия ЯКУБЕК: Магадан - место силы
- В Москве открылась выставка "Я расскажу тебе про Магадан"
- Владимир Серкин: В Магадане есть то, чего нет в других местах
- Золотой фестиваль из Магадана бросает вызов старателям всего мира
- Ваше золото еще в песке
- У мольберта - Наталья Гончарова
- В Магадане вышел в свет трехтомник выдающегося дальневосточного прозаика
- Экспедиция в "Бутугычаг": прививка от беспамятства
- "Дыхание моря" и "Воздух" Магадана: познавательно и весело