Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пятница| 11 Октября, 04:16 |
|
|
|
Тема номера
|
Михаил ЗАИЧЕНКО, начальник Дальневосточной железной дороги: ДВЖД занимает активную позицию в вопросах увеличения грузопотока
Это прекрасно понимают в руководстве ДВЖД и вместе с экспертным сообществом железнодорожные управленцы активно участвуют в обсуждении возможностей и проблемных вопросов, возникающих в связи с продвигаемыми Минвостокразвития новациями.
О сегодняшней динамике грузопотоков, идущих по железной дороге, перспективах создания в регионе крупного логистического центра и придании Владивостоку статуса свободного порта «Дальневосточный капитал» разговаривал с начальником Дальневосточной железной дороги Михаилом ЗАИЧЕНКО.
- Михаил Михайлович, какие основные тенденции характерны сегодня для российского логистического рынка и как они проявляются на Дальнем Востоке? Насколько ДВЖД готова встраиваться в эти тенденции?
- Пока есть общая тенденция к стагнации рынка грузовых перевозок, сокращению грузовой базы, что обусловлено объективными макроэкономическими факторами, и Дальний Восток здесь не исключение. В этой ситуации руководство ДВЖД сосредоточилось на выработке адаптивных механизмов, позволяющих эффективно конкурировать с альтернативными видами транспорта, всесторонне удовлетворять потребности грузоотправителей, создавать наиболее комфортные условия для использования железнодорожного транспорта. Речь идет не только собственно о перевозке, но и о расширении спектра транспортно-логистических услуг. Это комплекс мер и программ развития с ориентацией на клиентов и их потребности, в том числе по оптимизации тарифных условий перевозки.
Один из инструментов, направленных на перевод тарифообразования в рыночное русло, - возможность изменения ценовых пределов в рамках тарифных коридоров, предусмотренная приказом Федеральной службы по тарифам. На Дальневосточной железной дороге развернута активная работа по привлечению дополнительных объемов перевозок грузов за счет предоставления скидок.
Помимо использования инструментов гибкой тарифной политики на Дальневосточной железной дороге идет работа по совершенствованию существующих и разработке новых транспортно-логистических продуктов. Одна из наиболее динамично развивающихся услуг - перевозка грузов с согласованным временем отправления и прибытия, то есть по специализированному расписанию, аналогично пассажирским поездам.
На полигоне Дальневосточной дороги мы начали так работать с ноября 2013 года с ООО «Мечел-Транс». Поезда с гружеными вагонами следуют с согласованным временем отправления и прибытия на направлениях Нерюнгри-Грузовая - Ванино в адрес ОАО «Ванинский морской торговый порт» и Нерюнгри-Грузовая - Посьет в адрес ОАО «Торговый порт Посьет». Дальневосточный ТЦФТО активно расширяет географию предоставления данной услуги. Со всеми отправителями грузов в контейнерах установлены договорные отношения на организацию перевозки грузов по графику, с февраля расписание начало действовать.
На завершающей стадии еще два проекта по перевозке грузов по специализированному расписанию для клиентов территориального уровня. Так, уже в конце апреля по расписанию пошли первые поезда со скоропортящимися грузами. Формирование поезда идет на ст. Угольной из вагонов, погруженных грузоотправителями со всего Владивостокского узла, они консолидируются в ускоренный рефрижераторный поезд под эгидой ОАО «РефСервис» и отправляются по специализированному расписанию.
Дальневосточная железная дорога занимает активную позицию и в вопросах привлечения транзитного грузопотока. Руководство ОАО «РЖД» в ноябре прошлого года установило коэффициент 0,7 на перевозку грузов в крупнотоннажных контейнерах в транзитном сообщении от станции Гродеково до предпортовых станций Приморского края. В первом квартале 2015 года с использованием транспортного коридора «Приморье-1» было перевезено 50 ДФЭ с различными народно-хозяйственными грузами.
Мы ввели институт клиентских менеджеров, который позволит обеспечить организацию услуг транспортно-логистического блока по принципу «одного окна», будет заниматься кросс-продажами. Таким образом, решается задача консолидации всех услуг внутрихолдинговых поставщиков вокруг базовой услуги перевозки через единый договор с клиентом.
- Сегодня много говорят о том, что Дальний Восток имеет все шансы стать крупным логистическим центром АТР. Акцент делается на создании Свободного порта «Большой Владивосток». Насколько, на ваш взгляд, режим свободного порта может активизировать транзитный грузопоток?
- Создание Свободного порта Владивосток, в том широком понимании, как это сегодня представляется, безусловно, укрепит роль Приморского края как экономического форпоста в АТР, что положительно отразится на развитии экономики региона и России в целом.
Гарантированные государством налоговые льготы и таможенные преференции повысят привлекательность портов, что может обеспечить рост грузооборота как морского, так и железнодорожного транспорта. Это позволит загрузить инфраструктуру Дальневосточной дороги за счет увеличения потока грузов в нечетном направлении, которое сегодня занято под отправки порожнего подвижного состава.
Что должно произойти? Активизируется сам транзитный грузопоток - контейнеры, перевозки экспортно-импортных грузов страны АТР - Европа и обратно (уголь, зерно, лес, металл, продовольствие и др.). При этом если мы позволим новейшим логистическим, информационным технологиям прийти во Владивосток на особых условиях, то сможем значительно снизить стоимость этих услуг на всем Дальнем Востоке, привлечь дополнительные объемы грузов и еще более новые технологии, создать действительно территорию опережающего развития в регионе.
Реализация проекта дает возможность Дальнему Востоку включиться в процесс глобализации мирового автомобильного рынка, привлекая капиталы, технологии и опыт мировых лидеров автомобилестроения. Выгодное расположение производственной площадки компании ООО «Соллерс-ДВ» позволит увеличить поставку машинокомплектов и комплектующих от производителей в странах ЮВА морским путем. Готовая продукция автомобильного производства будет поставляться в западные регионы страны, что также позволит увеличить объем перевозок железнодорожным транспортом.
При этом могут быть решены многие старые задачи. Одна из которых - обеспечить в полном объеме прием, хранение, сбыт, максимально быструю доставку дальневосточной рыбы до любого покупателя и во все регионы РФ. Для этого имеются все необходимые условия - специальные графики движения, которыми предусмотрено ежедневное отправление 2-х ускоренных рефпоездов. Сегодня эта услуга востребована менее чем на 10%.
- Если конкретизировать тему перевозки рыбы, то она даже в сегодняшних условиях вызывает немало вопросов, по крайней мере в сезон. Какие задачи необходимо решить?
- В августе прошлого года подписан указ президента РФ и вышло постановление правительства, посвященные вопросам совершенствования перевозки рыбопродукции. Для решения поставленных задач мы предлагаем под эгидой администраций субъектов Федерации - Камчатского, Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской и Магаданской областей - создать единую логистическую структуру, которая консолидировала бы организацию сбыта дальневосточных морепродуктов. Она должна обеспечить комплексные транспортные услуги, в том числе доставку «от двери до двери» и «точно в срок», на основе долгосрочных годовых договоров на поставку рыбопродукции от борта корабля до розничного потребителя с минимальной торговой наценкой. Необходимо на постоянной основе создать рабочий орган, в который бы вошли представители всей цепочки рыбного бизнеса.
Необходимо также рассмотреть возможность строительства международного логистического центра, позволяющего хранить рыбу и другие скоропортящиеся грузы в конкурентных Пусану и другим международным портам холодильных мощностях. Мы со своей стороны готовы формировать и принимать одновременно несколько ускоренных рефпоездов на разные направления.
Мы эту идею последовательно продвигаем на разных площадках - международных конгрессах рыбаков в 2010-2014 годах, на совещании по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса в ДФО и других совещаниях. Наши предложения мы обосновываем целевыми показателями по поставкам рыбы из ДФО в западные регионы. Предлагается всем участникам рыбного бизнеса установить следующие параметры по обеспечению равномерного ежегодного предъявления рыбы к перевозке железнодорожным транспортом из порта Владивосток: 2015 г. - 0,95 млн тонн; 2016 г. - 1,4 млн тонн; 2017 г. - 2 млн тонн. Именно такая прогрессия может, на наш взгляд, обеспечить реальный рост рыбной логистики.
Для сравнения: на основных холодильниках наличие рыбы на 4.04.2015 г. составляет всего 34 тыс. тонн при действующих холодильных мощностях 74 тыс. тонн, или менее 1% от ближайших конкурирующих портов стран АТР. На весь Хабаровский край имеется только один пристанционный холодильник в порту Ванино на 5 тыс. тонн.
Задачи амбициозные, и их решение возможно лишь совместными усилиями администраций краев и областей ДФО, Торгово-промышленной палаты РФ, внешнеторговых ассоциаций. Необходимо обеспечить активное продвижение транспортных услуг ОАО «РЖД» на Дальневосточном полигоне через порт Владивосток в 2015-2020 годах, в том числе через участие в международных выставках, конференциях, форумах, бизнес-встречах межправительственного уровня. Ну и конечно, необходимо предусмотреть достаточное финансирование развития железнодорожной инфраструктуры владивостокских портов в увязке с существующей инфраструктурой ОАО «РЖД» и города.
Юрий РОГОВ. Журнал "Дальневосточный капитал", май, 2015 год.
- "Арктический гектар" получит льготы
- Арктика устремлена в будущее
- Надводные процедуры
- "Мы вычистим наш лес"
- Мишустин выступил за доступность цен на электроэнергию
- Компании, организующие северный завоз, поручено поддержать
- Госдума рассмотрит смягчение требований к предоставлению земли в ДФО
- Условия "гектарной" ипотеки под 2% могут упростить
- Регионам Сибири и ДФО выделят 1,7 млрд руб на восстановление дорог
- Холодные деньги