Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Суббота| 25 Марта, 07:55 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Еврейская автономная область
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 76.45 р.
1 EUR 82.39 р.
100 JPY 58.54 р.
10 CNY 11.11 р.
Тема номера
Глава Приморья встретился с молодыми учителями
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
20.03 |
Приморский "Адмирал" одержал победу над "Ак Барсом"
18.03 |
В Приморье проведут конкурс на получение грантов Губернатора для социально ориентированных некоммерческих организаций
17.03 |
Пилотный проект для пациентов-сердечников запустили три поликлиники в столице Приморья
16.03 |
"Вкрутить лампочки и расставить мебель": культурно-образовательный комплекс на Русском готовят к сдаче
14.03 |
Обучающиеся приморского технопарка "Кванториум" разработали проект с помощью квадрокоптера
статьи раздела
Регион сегодня
13 Октября 2022, 14:18
Форум "Экспортный потенциал Приморья" пройдет во Владивостоке Форум для экспортеров пройдет во Владивостоке 1 ноября. Приморские предприниматели узнают о перспективах развития сотрудничества с Китаем, Республикой Корея, Вьетнамом, Индией, Малайзией, Индонезией. Зарегистрироваться можно по ссылке.
статьи раздела
Территория
17 Декабря 2021, 14:24
Петр Гоголев, председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): Недропользователи не должны забывать про социальную ответственность Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года ставит важнейшую задачу - ускорение экономического роста темпами выше средних по России. В то же время Стратегия развития Республики Саха (Якутия), дополняющая Нацпрограмму, главной ценностью определяет человека и создание благоприятных условий для его развития. Это предполагает развитие человеческого капитала, сокращение уровня социально-экономической дифференциации между различными территориями, уровня социального расслоения и сохранение природы для будущих поколений
статьи раздела
Регион сегодня
21 Ноября 2021, 17:05
В аэропорту Владивостока продолжают приземляться вывозные рейсы Оказавшиеся в сложной ситуации граждане могут рассчитывать на помощь государства
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 16:46
Нацпроекты определяют рост Ускорение развития дальневосточных регионов, повышение в них уровня жизни населения и качества среды обитания опираются на задачи, определенные национальными проектами.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 15:42
Иностранные инвесторы: все ли планы в силе? Приморский край твердо намерен конкурировать за иностранные инвестиции. Индия, Китай, Корея, Япония реализуют масштабные проекты в регионе
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Регион сегодня
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Рынки

30 Октября 2018, 14:00 | Рынки |

АЗС умывают шланги

Так называемые независимые автозаправочные станции часто оказываются независимы и от ответственности

Топливный рынок страны накрыла волна закрытия автозаправочных станций, принадлежащих так называемым независимым компаниям. Дальний Восток тут не исключение. Что за этим скрывается, и так ли это плохо?

Уполномоченный по правам предпринимателей в Приморском крае Марина ШЕМИЛИНА попросила приморское управление ФАС провести проверки регулирования цен на закупку топлива для независимых АЗС. На момент подготовки материала к печати реакции от антимонопольщиков не последовало.

Как стало известно «Дальневосточному капиталу», новый глава региона Олег КОЖЕМЯКО встретился с руководителями деловых объединений края - председателями регионального Союза промышленников и предпринимателей, «Опоры России», «Деловой России», краевой Торгово-промышленной палаты. Врио губенатора попросил руководителей объединений назвать основные проблемы, которые сегодня мешают бизнесу в Приморье.

По словам бизнес-омбудсмена, как ни странно, нерегулированные цены на закупку топлива для независимых АЗС - одна из острых проблем.

«Зачастую небольшие АЗС закупают топливо дороже, чем продают. Это важно не только потому, что в этой сфере работают 2,5 тысячи человек, но и потому, что в отдаленных районах такие небольшие АЗС - единственные точки продажи топлива. Они вынуждены закрываться либо сокращать работников. Мы просим ФАС обратить на это внимание и провести проверку регулирования цен, но пока ответа нет», - сообщила Марина Шемилина.

Врио губернатора Приморья Олег Кожемяко не стал ради политических очков рубить с плеча, а заявил, что нужно в теме разобраться, наладив заодно диалог бизнеса и власти для решения проблем, в том числе и этой.

Зима близко

Между тем, «Дальневосточный капитал» постоянно следит за тенденциями на рынке. Так, в материале, который вышел ранее, отмечалось, что на Дальнем Востоке активизировался спрос на зимнее дизтопливо, цена на него уже существенно выше, чем на летнее. При этом цены на АЗС крупных компаний остаются прежними.

«Это замкнутый круг: при хронической нехватке зимнего дизтоплива в высокий сезон нефтяники снижают отгрузки на бирже, поскольку растет ажиотаж на их АЗС. На Дальнем Востоке уже стоят очереди на заправках некоторых нефтекомпаний, поскольку цена у независимых АЗС уже выше», - заявил президент Российского топливного союза Евгений АРКУША.

«Высокие цены на зимнее топливо в межсезонье достаточно традиционны из-за малого объема предложения: НПЗ еще не полностью переключили производство на межсезонные и зимние марки, а у кого-то нет технологической возможности выпускать разный дизель одновременно», - заявил Андрей КОСТИН из Rupec.

Кроме того в сентябре Группа ННК снизила розничную цену на все виды топлива на 50 копеек. Это было плановое мероприятие по изменению цен в целях поддержки сельхозпроизводителей региона в период уборки урожая. Сейчас, после завершения уборочной кампании, цены вернулись на прежний уровень, так что о каком-то росте говорить не приходится.

Реанимация АЗС

Продолжает «Дальневосточный капитал» отслеживать и ситуацию с закрытием в регионе АЗС независимых компаний. В частности, СМИ сообщали о ситуации в поселке Терней, что на севере Приморья, где независимый оператор заявил о намерении закрыть единственную в тех местах АЗС из-за нерентабельности. Именно эту АЗС в 2015 году Группа ННК сдала в аренду частной компании. Спустя несколько лет арендатор решил, что работа АЗС в далеком Тернее ему неинтересна. Такая же судьба была уготована АЗС в поселках Милоградово и Пластун. ННК оперативно вернула АЗС обратно в свою сеть, чтобы не допустить сбоев в ее работе. К слову, во избежание домыслов и слухов, на дотацию работы этих трех АЗС компания будет выделять более 14 млн рублей в год, т.е. разговоры о выдавливании конкурентов с рынка по меньшей мере несерьезны.

После закрытия первой АЗС, в Тернее, Группа компаний ННК публично разъяснила свою позицию, сделав официальное заявление. Думаем, его стоит продублировать.

«Ситуация, возникшая в связи с закрытием в п. Терней АЗС, сданной Группой компаний ННК в 2015 году в аренду ООО «Октан», была вполне прогнозируема. Мы давно говорили о проблемах в системе обеспечения населения региона топливом - начиная от системы ценообразования, заканчивая его дефицитом.

В результате завершения «налогового маневра» (изменения налогового законодательства в области нефтепереработки), экономическая ситуация в сегменте нефтепереработки существенно ухудшилась. Это особенно затронуло Дальневосточный федеральный округ, где расположен ключевой актив Группы компаний ННК и сеть одноименных заправок, не получивших региональный коэффициент.

Для большинства независимых АЗС сложилась критическая ситуация, единственным выходом из которой стало их закрытие по причине отсутствия прибыли. ООО «Октан», с которым АО «ННК-Приморнефтепродукт» успешно сотрудничало в течение нескольких лет, не стало исключением, проинформировав нас 7 сентября 2018 года о досрочном расторжении договора аренды заправки в п. Терней.

Данная АЗС является социально значимым объектом - единственной в поселке. В случае ее закрытия, местным жителям придется добираться до другой заправочной станции боле 50 км. Принимая во внимания этот факт, а также являясь социально ответственной компанией, Группой компаний ННК принято решение о возобновлении работы данной АЗС. Сейчас проводятся работы по монтажу необходимого оборудования, открытие заправочной станции в составе сети ННК произойдет уже сегодня, 27 сентября с. г.

Руководство АО «ННК-Приморнефтепродукт» находится в постоянном диалоге с администрацией Приморского края, информируя власти о предотвращении возникновения очага социальной напряженности в регионе своего присутствия».

От себя отметим, что именно в таких кризисных ситуациях проявляется принципиальная разница между независимыми и сетевыми АЗС, за которыми стоит крупная компания. Первые, при уходе рентабельности в нулевую зону, просто сворачивают свою деятельность, сетевые же осознают всю ответственность перед регионом присутствия и продолжают работать, покрывая убытки за счет собственных ресурсов.

Топливный рынок на пути к очищению

Так что же такое неординарное происходит на топливном рынке Приморья, Дальнего Востока и страны в целом, что «независимые» АЗС начали массово закрываться?

Как и предсказывали аналитики, на топливном рынке начался процесс банкротства независимых игроков. А если учесть, что на их долю приходится 60% рынка или 15 тыс. заправок, как правило, находящихся в удаленных районах, масштаб такого «исхода» может охватить значительную территорию страны, пишет авторитетное профильное издание «Нефть и Капитал». Заменять их приходится сетевыми автозаправочными станциями, которые, как социально ответственные компании, не могут оставить потребителей без топлива.

Однако такая перестройка топливного рынка хотя и может принести временные неудобства, но скорее носит положительный эффект. Не стоит забывать, что абсолютное большинство автолюбителей при возможности выбора старается заправляться на АЗС крупных нефтяных компаний. Форс-мажор, связанный с закрытием независимых АЗС, в ближайшее время может коснуться большинства регионов. Более того, как указывают источники в отрасли, бегство независимых поставщиков происходит всякий раз, когда на рынке складывается сложная ситуация.

На психологическом уровне «независимые» всегда выглядят более выигрышно, так как активно тиражируют тезис о себе как активных борцах с монополистами и гарантах рыночной конкуренции. Но при более внимательном анализе их деятельности получается, что в России независимые поставщики топлива никоим образом не связаны с честной конкуренцией.

Это подтверждают российские автовладельцы, которые в условиях выбора стараются заправляться на АЗС крупных нефтяных компаний. Многочисленные проверки указывают на то, что самое малое зло от подобных заправок - это недолив топлива.

По мнению аналитиков, уход с российского рынка части независимых АЗС был предсказуем, но в этом нет ничего трагичного - это закономерный процесс.

Более того, рядовым автолюбителям от таких изменений на топливном рынке будет только лучше, поскольку именно независимые компании, как правило, являются главными нарушителями прав потребителей и совсем не способствуют снижению цен.

КСТАТИ

Высокая рентабельность осталась в прошлом

Директор Фонда энергетического развития Сергей ПИКИН указал на то, что крупные игроки были всегда наиболее сильными, поскольку у них есть возможность диверсифицировать свои затраты с помощью поставок за рубеж. На вопрос о том, почему в РФ столько независимых компаний, эксперт отметил, что это сложилось исторически.

«Открытие АЗС всегда считалось нормальным бизнесом. Предприниматель строил заправку, покупал топливо и работал с рентабельностью в 10%. Сейчас рентабельность уже не такая, с учетом роста цен на оптовом рынке, в 2018 г. мы уже несколько раз наблюдали фактически отрицательную рентабельность независимых АЗС», - пояснил Пикин. Тем не менее, он также считает, что уход с рынка независимых АЗС - это объективный эволюционный процесс.

Юрий РОГОВ

Журнал "Дальневосточный капитал", октябрь, 2018 год. 

Теги: Топливный рынок  АЗС 
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Началась реализация уникального арктического проекта
  • Якутия не хочет уступать крылья Сахалину
  • К победе - вместе с ННК!
  • Названы АЗС, торгующие опасным топливом
  • Группа ННК не оставит дальневосточников без топлива
  • Андрей Поярков: Цифровой мир – это настоящее, в котором мы живем
  • Топливо под жестким контролем
  • Береги автомобиль!
  • Предприятия Группы компаний ННК на Дальнем Востоке присоединились к пилотному проекту "Моя первая заправка"
  • Экспорт ДФО. Перезагрузка





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Проект ДК
30 Октября 2020, 12:30
Сельское хозяйство: между потерями и обретениями Среди перспективных отраслей экономики края сельское хозяйство более десяти лет занимает ведущие позиции по объемам привлеченных инвестиций. Итогом такой активности стали появившиеся в регионе новые производства, которые позволили увеличить объемы продуктов питания, выпускаемых приморскими предприятиями, и в целом повысить показатели обеспеченности Приморского края собственной продукцией.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 11:00
Артем принимает вызов На глазах город Артем Приморского края становится все более комфортным для жизни. Есть видимые для глаз перемены - ведется комплексное благоустройство, строятся парки; и есть менее заметные, - во многом изменились отношения местной власти и бизнеса. О том, на каких принципах они строятся, как город содействует привлечению инвестиций, мы говорим с Вячеславом Квоном, главой Артемовского городского округа.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:20
Энергетика Приморья: этапы развития Новые энергообъекты должны обеспечить возросшие потребности бизнеса и решить проблему надежности
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:00
Лесопромышленный комплекс: переработка выходит на первый план Инвестиционные проекты в отрасли поддержаны на федеральном и региональном уровне
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
© 2000-2022 Сетевое издание ДВ Капитал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Издательская компания "Золотой Рог" (ОГРН 1162536095358)
И.о. главного редактора: Цирлина Мария Владимировна
Адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Некрасовская д. 36 «Б», офис 606;
Телефоны: +7 (423) 245-04-85, +7 (902) 052-23-78; Email: [email protected]
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-80974 от 30 апреля 2021 г.; зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Содержит информационную продукцию категории 18+.
џндекс.Њетрика