Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Пятница| 22 Сентября, 18:48 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Еврейская автономная область
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 96.08 р.
1 EUR 102.36 р.
100 JPY 64.77 р.
10 CNY 13.13 р.
Тема номера
Главное — желание горожан: мастер-план Владивосток стал "самым народным" документом
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
22.09 |
"Терминал Астафьева" впервые в ДФО отправил более тысячи авто с судна без хранения в порту
21.09 |
Олег Кожемяко подписал постановление об отставке Правительства Приморья
21.09 |
Около 20% квот на вылов кеты освоили предприятия Приморья
21.09 |
Еще один социальный продукт подешевел в Приморье
20.09 |
Владимиру Путину понравился мастер-план Владивостока
статьи раздела
Регион сегодня
13 Октября 2022, 14:18
Форум "Экспортный потенциал Приморья" пройдет во Владивостоке Форум для экспортеров пройдет во Владивостоке 1 ноября. Приморские предприниматели узнают о перспективах развития сотрудничества с Китаем, Республикой Корея, Вьетнамом, Индией, Малайзией, Индонезией. Зарегистрироваться можно по ссылке.
статьи раздела
Территория
17 Декабря 2021, 14:24
Петр Гоголев, председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): Недропользователи не должны забывать про социальную ответственность Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года ставит важнейшую задачу - ускорение экономического роста темпами выше средних по России. В то же время Стратегия развития Республики Саха (Якутия), дополняющая Нацпрограмму, главной ценностью определяет человека и создание благоприятных условий для его развития. Это предполагает развитие человеческого капитала, сокращение уровня социально-экономической дифференциации между различными территориями, уровня социального расслоения и сохранение природы для будущих поколений
статьи раздела
Регион сегодня
21 Ноября 2021, 17:05
В аэропорту Владивостока продолжают приземляться вывозные рейсы Оказавшиеся в сложной ситуации граждане могут рассчитывать на помощь государства
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 16:46
Нацпроекты определяют рост Ускорение развития дальневосточных регионов, повышение в них уровня жизни населения и качества среды обитания опираются на задачи, определенные национальными проектами.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 15:42
Иностранные инвесторы: все ли планы в силе? Приморский край твердо намерен конкурировать за иностранные инвестиции. Индия, Китай, Корея, Япония реализуют масштабные проекты в регионе
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Регион сегодня
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Тема номера

16 Декабря 2015, 19:25 | Тема номера

Дмитрий СЕЛЮТИН, первый зам. гендиректора по инвестициям и развитию АО "ДВЭУК": Госкомпании ждет принципиально иной порядок осуществления инвестиций

В опубликованном проекте бюджета РФ на 2016 год говорится, что государственное АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" может получить в 2016 году 900 млн рублей на достройку высоковольтной линии 220 кВ Оротукан - Палатка - Центральная в Магаданской области. Однако теперь бюджетные инвестиции в виде взносов в уставные капиталы юридических лиц подлежат перечислению не на их банковские счета в кредитных организациях, как это было в предыдущие годы, а на лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства. На практике это означает принципиально иной порядок осуществления инвестиций государственными акционерными компаниями.

О новациях бюджетного законодательства, которые носят радикальный и революционный характер, в интервью «Дальневосточному капиталу» рассказал первый заместитель генерального директора по инвестициям и развитию АО «ДВЭУК» Дмитрий Эдуардович СЕЛЮТИН.

- Первое по значимости, на что я хотел бы обратить внимание, - это те изменения, которые предполагаются к принятию в соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», а также в соответствии с проектом Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» в части порядка использования бюджетных инвестиций, требующих в том числе участия Минэнерго как госзаказчика проекта и главного распорядителя этих средств.

За всеми этими сухими формулировками, не побоюсь сказать, стоят изменения, которые носят радикальный и революционный характер, и они свидетельствуют о том, что в экономической политике России начинается, я думаю, период контрреформ, с ролью государства в экономике, выражающейся в тотальном администрировании, чрезмерном и излишнем регулировании. На мой взгляд, это очень показательный и наглядный пример позиции государства на развитие и привлечение инвестиций в экономику, в том числе в электроэнергетику. Появление этих поправок, о которых я говорю, - это уже не симптом, а явное проявление начала контрреформаторского периода. О чем идет речь? Хорошо известен порядок осуществления государственных инвестиций, который реализуется в настоящее время, в частности, государственными акционерными компаниями. Госкомпания делает эмиссию в пользу федерального бюджета для осуществления конкретного проекта, подписывая инвестиционное соглашение с полномочным органом федеральной исполнительной власти. В частности, для нас таким контрагентом являлся либо Минрегион по объектам к саммиту АТЭС-2012, либо Минэнерго по другим проектам. Госкомпания, получив средства из федерального бюджета на возмездной основе, отдав свои акции, инвестирует в проект в соответствии со сметной документацией, утвержденной на основании результатов Госэкспертизы.


 

Названные мною поправки предполагают принципиально иной порядок осуществления этих инвестиций. Это переход от банковского сопровождения инвестиционных проектов к казначейскому исполнению. Теперь госзаказчик обязан открыть лицевой счет в Федеральном казначействе. Наличие лицевого счета и, собственно, средства, находящиеся в казначействе, абсолютно не означают, что компания, сделавшая эмиссию в пользу Российской Федерации, становится собственником тех средств, которые перечислены в счет этой эмиссии. Для того чтобы распоряжаться этими средствами, например, чтобы рассчитаться с подрядчиком, компания должна подписать отчетные формы, прийти в казначейство, показать эти сметы, показать договор, и после этого казначейство вправе принять решение о перечислении средств по договору генерального подряда.

Помимо этого, у компании, государственной компании, у заказчика-застройщика, есть и собственные расходы, которые осуществляются за счет этих средств. Например, это отчисления на заказчика-застройщика, включающие, простите, фонд заработной платы. Для того чтобы выплатить зарплату, мы должны составить зарплатные ведомости и прийти в казначейство, попросить перечислить деньги работникам, что казначейство может сделать, если сочтет зарплату правильно начисленной, соответствующей отчислениям.

Так вот в 2016 году в соответствии с проектом закона о Федеральном бюджете государство идет дальше. Не только заказчик должен открыть лицевой счет в казначействе, но и подрядчик, который выполняет госзаказ. У него есть субподрядчики, у него есть поставщики оборудования. И подрядчик должен прийти в казначейство, показать договор на оборудование, на материалы, на затраты, и казначейство может их оплатить. Если до 31 декабря казначейство не оплатило что-то по причине того, что заказчик либо подрядчик не представил документы, либо какая-то техническая проблема, либо проблема содержательная, то средства со счета возвращаются в Федеральный бюджет. Понятен подход Минфина? Понятен.

В условиях тотального бюджетного дефицита федеральный бюджет не выпускает деньги со своего поля. Но при всем этом во всем названном есть элемент лукавой статистики, которая будет отражать в учете, что деньги не выходят из бюджета, и дефицит бюджета, соответственно, будет меньше. Деньги на бюджетных счетах, в бюджетном поле, и они могут быть изъяты. Все бы ничего, но такой подход находится в категорическом противоречии с гражданским законодательством, с законом об акционерных обществах и с массой других законодательных и подзаконных актов, регламентирующих сегодня финансово-хозяйственную деятельность в правовом поле. Ради благообразия статистических и отчетных данных в условиях глобального бюджетного дефицита используется инструментарий, не связанный с увеличением доходной части и оптимизацией расходов, а инструмент тотального администрирования инвестиционных потоков.

- Как все это стыкуется с теми же инвестпрограммами компаний? Или эти изменения касаются вновь заключаемых соглашений и проектов? Я имею в виду исполнительский механизм в части оплаты по произведенным затратам...

- У меня, если честно, нет ответов на эти вопросы, но есть конкретная ситуация с перспективой получения АО «ДВЭУК» в 2015 году из федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме взноса Российской Федерации в уставный капитал общества в сумме 1,2 млрд рублей и в 2016 году в размере 900 млн рублей на завершение реализуемого с 2013 года проекта «Строительство ВЛ-220 Оротукан - Палатка - Центральная», работы по которому ведутся по графику, а финансирование его, те самые инвестиции из федерального бюджета для завершения строительства и ввода в эксплуатацию по состоянию на 1 сентября 2015 года, например, не были предусмотрены.

Не завершить строительство или законсервировать при наличии статуса объекта федерального значения, строящегося за счет средств федерального бюджета, недопустимо. Соответственно, частично реализация проекта, примерно с середины мая текущего года, проводилась за счет собственных средств. При этом, как вы понимаете, мы могли оплачивать только неизбежные расходы - по оплате уже заказанного и изготовленного оборудования и материалов для стройки, авансированных и выполненных генподрядчиком монтажных и пусконаладочных работ, арендные платежи за земельные участки, на которых осуществлялся наш проект, оплату договоров авторского надзора и оформления правоустанавливающих документов на земельные/лесные участки на период строительства, - просрочка которых неминуемо повлекла бы предъявление установленных договорами и действующим законодательством штрафных санкций со стороны генподрядчика по проекту, его субконтрагентов в порядке регресса, а также других контрагентов нашей компании, связанных с реализацией проекта.

Мы потратили свои средства и вполне обоснованно и правомерно рассчитываем на возмещение указанных расходов за счет будущих бюджетных инвестиций согласно утвержденному Минэнерго титульному списку капитальных вложений и общих правил гражданского законодательства о возмещении убытков. Общая сумма указанных расходов, произведенных АО «ДВЭУК» в 2015 году за счет собственных средств, хотя и не предусмотренных утвержденной Минэнерго инвестпрограммой, но вынужденно принятых компанией на себя вследствие указанных обстоятельств, на начало сентября составляла около 700 млн рублей, что, как вы понимаете, подтверждается соответствующими обосновывающими документами, и компания правомерно рассчитывает на возмещение этих затрат.


 

Вот сидим мы и беседуем, а за окном ноябрь 2015 года, и закона, о котором я говорю, еще нет, но он будет. Выйдет он, я благостно так представляю, в начале декабря. У меня две недели на то, чтобы подписать соглашение с Минэнерго и с Госимуществом на указанные суммы инвестиций 2015 года. После этого я должен открыть лицевой счет в казначействе. После этого деньги через министерство, или я не знаю как, но раньше было через министерство, должны поступить в казначейство. Туда я должен принести исполнительную документацию. Казначейство должно ее рассмотреть и, возможно, дать денег, чтобы я мог рассчитаться с подрядчиком. На все эти интересные, увлекательные, безусловно полезные и содержательные процедуры у меня две недели. Вопрос: получит ли компания деньги в этом году? Успеем ли мы до 31 декабря? Мы как бы и не ждем принятия этих поправок в закон, мы уже готовы к этому и готовимся уже к этой процедуре, но у нас сейчас вопросов больше, чем ответов, с которыми мы обращаемся в Минэнерго.

- По вашему мнению, что дало нового или что изменилось для компании с момента вступления в силу 343 приказа Минэнерго от 5 июня 2015 года «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к Единой национальной энергетической системе (ЕНЭС) и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС»?

- И тут у нас, скажем так, неожиданные новости. Построенные и поэтапно введенные в эксплуатацию на средства федерального бюджета в период с 2011-го по текущий год АО «ДВЭУК» 1800 км магистральных линий и подстанций суммарной мощностью 402 МВА (в рамках реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года») названным вами приказом Минэнерго отнесены к ЕНЭС. Казалось бы, тут должна стоять точка, но все совсем не так.

В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» 35-ФЗ от 26 марта 2003 года введенные нами объекты подлежат передаче в ведение организации по управлению ЕНЭС - ПАО «ФСК ЕЭС», для чего нам необходим договор с этой компанией, работа над заключением которого ведется АО «ДВЭУК» с начала года. На календаре ноябрь, а официальная позиция нашими контрагентами по существу и формату сделки не предоставлена, в результате чего не может быть определена сторона, ответственная за эксплуатацию и исполнение функций сетевой организации. Этот вопрос рассматривался на совещании в Минэнерго в сентябре по итогам его обсуждения в рамках Восточного экономического форума - 2015, но результатов никаких это не дало.

При этом вопрос, который стоит на повестке, - это неотъемлемая часть концепции развития ПАО «РусГидро» и консолидации дальневосточных энергетических активов, разработанной в свое время в соответствии с поручением правительства, которая легла в основу подготовленного проекта указа президента. Основная цель инвестиций в сумме более 43 млрд рублей - создание достаточной энергетической инфраструктуры для обеспечения энергоснабжения проектов государственного значения - трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан, газотранспортной системы Иркутского и Якутского центров газодобычи «Сила Сибири». Куда уж главнее-то задачи, казалось бы?!

И уровень документов и контроля за исполнением - наивысший. Кроме того, с окончанием строительства линии 220 кВ Нижний Куранах - НПС-15 - Олемкинск и ПС 220 кВ при НПС-15 еще в 2014 году осуществлена физическая связь между Западным и Южно-Якутским энергорайонами республики. Присоединение Центрального энергорайона станет возможным после окончания строительства линий 220 кВ Нижний Куранах - Томмот - Майя, ПС 220 кВ «Майя» и организации заходов ЛЭП 35-110 кВ на ПС 220 кВ «Майя» по плану следующего года. Я сейчас говорю о том, что начатое присоединение энергорайонов Якутской энергосистемы в истории российской энергетики фактически стало первым шагом интеграции технологически изолированных энергорайонов восточной части страны и ЕЭС России.

- Минэнерго хочет к началу 2016 года разработать правила инвестконкурсов по строительству генерации на Дальнем Востоке с механизмом возврата инвестиций. Кроме того, известно, что есть инициатива создания в регионе новой ценовой зоны оптового рынка. Как вы оцениваете такую перспективу?

- В ходе решения вопросов произошла подменена задачи и отклонение в целеполагании. Какие задачи решались? Доступность энергетической инфраструктуры потребителю; возможность выбора потребителем вариантов энергоснабжения при наличии достаточной сетевой инфраструктуры; реализация целевой модели, направленной на оптимальное использование построенной сетевой инфраструктуры и конкурентный отбор мощности генераторов в интересах потребителя - для снижения совокупных затрат на приобретение электроэнергии. Что мы получили при обсуждении этой темы?

Как обеспечить привязку потребителей к энергосистеме Якутии, на самом деле - задвинуть или вообще исключить интеграционные процессы и давно назревшую перезагрузку экономических отношений монополии и потребителей; как сохранить и питать систему перекрестного субсидирования в текущем формате хозяйствования; как избежать сложных решений, связанных с расширением 2-й неценовой зоны оптового рынка, по которому есть Постановление Правительства РФ № 770, ограничиваясь 41-м постановлением, определяющим критерии отнесения к ЕНЭС и их нераспространение на технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы (ТИТЭС), а также имея по факту противоречия с 854-м постановлением правительства, определяющим принципы ОДУ и перечень ТИТЭС в части Олекминского района.

Обратите внимание, что мы оперируем исключительно действующими законодательными актами и регламентами исполнения государственных актов. При этом решается, как мы понимаем, государственная задача оптимизации дальневосточных тарифов, поиска механизма их снижения до инвестиционно привлекательного уровня, в том числе с точки зрения реализации проектов федерального значения на Дальнем Востоке, которое предусматривает поручение президента от 24 сентября текущего года. Компания, как бы пафосно это ни прозвучало, работая в рамках намеченного «восточного» вектора развития, встречает вопросы местечковых интересов и узковедомственный подход.

- Непонятно другое: что помешало осуществить или закончить подключение районов Якутии к ЕНЭС?

- Цена вопроса - тариф. И даже не сам он, потому что наши оппоненты не могут его даже толком подсчитать. Вопрос, который вообще не рассматривается или игнорируется при обсуждении темы подключения районов Якутии к ЕНЭС, - это то, что сети строятся для потребителей! Почему же не смотрят на то, какой эффект от принимаемых решений получит потребитель?

Суммарная коммерческая выгода крупнейших потребителей только в Западном энергорайоне, по нашим подсчетам, превысит 7 млрд рублей при учете их выхода на оптовый рынок. По информации крупнейшего потребителя ВСТО в Якутии - ООО «Транснефтьэнерго», принятие проекта Минэнерго, касающегося неприменения критериев ЕНЭС в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных в ТИТЭС, повлечет увеличение затрат на оплату услуг по передаче электрической энергии. При этом ставка тарифа на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, на второе полугодие 2015 года составляет 114,7 руб./кВт*мес. Тарифная ставка, установленная в отношении «Якутскэнерго» на территории Республики Саха (Якутия), находится на уровне 1005 руб./кВт*мес (в 7 раз выше ставки на содержание ФСК). И потребитель точно так же настаивает, что «принятие проекта не согласуется с поручением президента РФ разобраться с энерготарифами на Дальнем Востоке».


 

Все стороны, вовлеченные на сегодняшний момент в процесс обсуждения вопроса, связанного с исполнением 343 приказа Минэнерго, вполне устраивает вариант, когда госкомпания «ДВЭУК» формирует у себя на балансе убыток 600-700 млн рублей и в течение года не может продвинуться в вопросе передачи построенных за федеральные деньги объектов в руки назначенного государством оператора. Сейчас нам говорят: «Давайте внесем изменения в критерий отнесения к ЕНЭС, чтобы отыграть ситуацию назад». То есть сначала Минэнерго «распаковывает» изолированный энергорайон, теперь выступает с инициативой фактически запрета на интеграцию Якутии в ЕНЭС. И когда говорят: «Давайте теперь на базе односторонних расчетов республики принимать решение по возвращению объектов в региональный котел», - то это устраивает всех, но не нас и, безусловно, не потребителей, для которых была построена сетевая инфраструктура.

Мы неустанно повторяем, что это неверное решение с государственной точки зрения, если вспомнить все то, что мы делали и чем руководствовались, когда относили построенные объекты к ЕНЭС и изначально говорили об интеграции и тарифах, но слышим в ответ, что «вы, безусловно, все правильно и обоснованно говорите, но необходимо принять проходное решение, ни нас, ни республику сейчас не может устраивать рост тарифов по варианту ЕНЭС. Можете, конечно, обращаться к кому захотите, но вряд ли это сейчас изменит ситуацию». Исчерпывающе?

- Вполне.

Досье «Дальневосточного капитала»: АО «ДВЭУК» создано в 2001 году в целях повышения эффективности управления дочерними и зависимыми обществами РАО «ЕЭС России». В настоящее время компания управляет основным объемом государственных инвестиций, направленных на снятие инфраструктурных ограничений социально-экономического развития регионов ДФО. Объем инвестиционной программы АО «ДВЭУК» в 2009-2014 гг. составил 63,7 млрд рублей.

Акционерный капитал общества на 1 декабря 2015 года составляет 59 млрд рублей. Государство в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом владеет 99,9996% акций АО «ДВЭУК», еще 0,0004% принадлежит ПАО «РАО ЭС Востока».

Приоритетным направлением деятельности АО «ДВЭУК» на среднесрочную перспективу является развитие компетенций компании как единого центра ответственности за инвестиционную деятельность в энергетике и инфраструктуре Дальнего Востока, проводника региональных инициатив для включения в проекты развития государственного значения.

Ольга ДОБРОЛЮБОВА.  Журнал "Дальневосточный капитал", декабрь, 2015 год. 

 

Теги: энергетика  инвестиции  ДВЭУК 
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Как сократить расходы на отдых
  • Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
  • Лес рубят - квоты летят
  • Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
  • Груз ответственности на акватории порта
  • Один в пыли не воин
  • Крабовладельцы
  • Государство нам в помощь
  • 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
  • Новые масштабы нацпрограммы





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Проект ДК
30 Октября 2020, 12:30
Сельское хозяйство: между потерями и обретениями Среди перспективных отраслей экономики края сельское хозяйство более десяти лет занимает ведущие позиции по объемам привлеченных инвестиций. Итогом такой активности стали появившиеся в регионе новые производства, которые позволили увеличить объемы продуктов питания, выпускаемых приморскими предприятиями, и в целом повысить показатели обеспеченности Приморского края собственной продукцией.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 11:00
Артем принимает вызов На глазах город Артем Приморского края становится все более комфортным для жизни. Есть видимые для глаз перемены - ведется комплексное благоустройство, строятся парки; и есть менее заметные, - во многом изменились отношения местной власти и бизнеса. О том, на каких принципах они строятся, как город содействует привлечению инвестиций, мы говорим с Вячеславом Квоном, главой Артемовского городского округа.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:20
Энергетика Приморья: этапы развития Новые энергообъекты должны обеспечить возросшие потребности бизнеса и решить проблему надежности
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:00
Лесопромышленный комплекс: переработка выходит на первый план Инвестиционные проекты в отрасли поддержаны на федеральном и региональном уровне
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
© 2000-2022 Сетевое издание ДВ Капитал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Издательская компания "Золотой Рог" (ОГРН 1162536095358)
И.о. главного редактора: Цирлина Мария Владимировна
Адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Некрасовская д. 36 «Б», офис 606;
Телефоны: +7 (423) 245-04-85, +7 (902) 052-23-78; Email: [email protected]
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-80974 от 30 апреля 2021 г.; зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Содержит информационную продукцию категории 18+.
џндекс.Њетрика