Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понедельник| 14 Октября, 13:09 |
|
|
|
Тема номера
|
Дальний Восток России. Инвестициям здесь место
Но надо признать, не частные компании, а все-таки государство и подконтрольные ему корпорации пока что выступают основными инвесторами макрорегиона. И в ближайшем будущем именно они будут главными проводниками политики федерального центра по развитию Дальнего Востока. Или, скажем так, его локомотивом. И это хороший сигнал для остальных: государство готово вкладываться, но рассчитывает на «внебюджетные источники». Сумма этих слагаемых должна обеспечить сценарий опережающего (по сравнению с другими регионами России) развития, принятый за основу в Государственной программе «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года».
Мотивы для российского правительства
Самый крупный проект последних лет на Дальнем Востоке - это строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). В конце 2012 года в эксплуатацию запущена вторая очередь нефтепровода (ВСТО-2). Организовав эти масштабные инвестиции, федеральное правительство ставило задачу не только расширить рынки сбыта для углеводородного сырья, которым богат регион, но и помочь ряду регионов, через которые проходит ВСТО, сформировать новые точки роста экономики. Для Республики Саха (Якутия) это решение важнейшей задачи - диверсификации экономики, которая долгие годы держалась на монополии алмазодобычи. Для Приморского края - это строительство нового нефтепорта Козьмино, а в ближайшей перспективе - создание на юге края современного нефтегазохимического кластера - Восточный нефтехимический комбинат (ВНКХ), к строительству которого готовится ОАО «Роснефть».
Следующий крупнейший инвестиционный проект с участием государства - Восточная газовая программа (ОАО «Газпром»). В конце 2012 года приняты окончательные решения по проектам создания Якутского газового центра и строительства газопровода «Якутск - Хабаровск - Владивосток». Как известно, в регионе создаются два газовых центра - на Сахалине и в Якутии. Сахалин уже связан газопроводом с Приморским краем (Сахалин - Хабаровск - Владивосток). Этот этап газовой программы решает главным образом региональные задачи - диверсификация топливного баланса ТЭК (на газ переводятся ТЭЦ во Владивостоке, Хабаровске) и газификация муниципального сектора. Регион в этом смысле катастрофически отстает от других территорий России.
А вот второй этап Восточной газовой программы - создание Якутского газового центра - открывает новую страницу в газовой отрасли региона. Газопровод «Якутск - Хабаровск - Владивосток», завершение строительства которого планируется на 2019 год, позволяет не только развивать экспортное направление, но и строить перерабатывающие мощности. Так, администрация Приморского края и ОАО «Газпром» уже выбрали площадку для строительства крупного завода СПГ на территории Хасанского района. Газовый монополист анонсировал планы строительства в Амурской области газохимического комплекса.
В рамках долгосрочной программы освоения газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока предусматривается строительство магистрального газопровода в Южную Корею через территорию КНДР. Рассматривается возможность строительства еще нескольких заводов по производству сжиженного природного газа.
Следует отметить, что один из самых крупных инвестиционных портфелей в последние годы сформирован в энергетической отрасли - ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» оперирует инвестиционным портфелем, превышающим 75 млрд рублей, которые целенаправленно идут в развитие энергетического хозяйства Дальнего Востока. Понимая, что государство в ближайшие годы будет оставаться основным инвестором энергетической отрасли ДФО, федеральное правительство приняло решение о дополнительной эмиссии акций группы «РусГидро» (основной акционер ОАО «РАО ЭС Востока» - холдинга, объединяющего энергетические активы Дальнего Востока) в объеме 110 млрд рублей. В ноябре 2012 года президент РФ подписал указы о реализации четырех крупнейших инвестиционных проектов в энергетической отрасли: строительство ТЭЦ в городе Советская Гавань, Сахалинской ГРЭС-2, Якутской ГРЭС-2 и Благовещенской ТЭЦ. Эти станции призваны снять энергетические ограничения для развивающихся экономик этих территорий.
Мощные проекты планируется реализовать и в транспортной отрасли. Транспортная инфраструктура - это не только необходимое условие для создания новых производств, но и мощный мультипликатор развития региона. Огромное значение транспортный комплекс имеет для расширения сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. И ключевую роль здесь играют железные дороги. Очевидно, чтобы конкурировать за грузопотоки России, необходимо кратно сократить время доставки грузов, развивать контейнерные перевозки, а это значит, что в отрасли нужны модернизация и новое строительство. Речь идет о строительстве второго пути Транссиба с более высокими скоростными характеристиками.
Особая тема - строительство второй электрифицированной ветки Байкало-Амурской магистрали, которая, с одной стороны, позволит на более конкурентных условиях разрабатывать богатейшие месторождения полезных ископаемых, хранящихся в зоне, прилегающей к магистрали. С другой, увеличит ее пропускную способность, ограниченность которой уже стала узким местом для развития портовых мощностей Советско-Гаванского транспортного узла. На государственном уровне ставится задача и строительства меридиональных железнодорожных веток, позволяющих осваивать природные ресурсы, примыкающие к широтным магистралям.
В перспективе наиболее капиталоемкими транспортными проектами, которые откроют совершенно новые возможности для развития производств в регионе, станут строительство совмещенного автомобильного и железнодорожного моста через р. Лена в Якутске и, может быть, пока еще в отдаленной перспективе - строительство мостового перехода «о. Сахалин - материк», проект которого активно лоббирует администрация Сахалинской области.
В регионе продолжится и масштабное дорожное строительство. По обеспеченности автодорогами общего пользования ДФО существенно отстает от общероссийских показателей: 6,6 км на 1 тыс кв. км - это почти в пять раз ниже.
Нужно отметить, что проекты энергетической и дорожной инфраструктуры рассматриваются правительством РФ как сфера, где могут быть задействованы механизмы государственно-частного партнерства. Речь идет о концессиях, строительстве платных участков автодорог, что может привлечь в отрасль частного инвестора. К примеру, такие варианты рассматривает для себя администрация Приморского края, которой необходимо в кратчайшие сроки построить новую региональную автодорогу «Владивосток - Находка», без чего будет затруднено развитие находкинской промышленной зоны. А именно к этой территории сегодня проявляют большой интерес инвесторы, в том числе иностранные. На условиях концессионного соглашения планируется строительство трехкилометрового мостового перехода через Лену в районе Якутска, стоимость которого оценивается в текущих ценах более 40 млрд рублей.
Одним из таких узловых проектов, для осуществления которого необходим поиск новых механизмов финансирования, должна стать реконструкция Транссиба и БАМа. На эти цели до 2018 года потребуется 562 млрд рублей. О каких источниках может идти речь, комментирует глава Минвостокразвития Виктор ИШАЕВ: «Железная дорога по своим программам выделит 302,3 млрд рублей. Бюджет вложит 262 млрд рублей. В том числе какие-то деньги пойдут путем заимствования у Фонда национального благосостояния. Это будут возвратные средства с учетом инфляции и операционных услуг, то есть деньги будут даны под 7-7,5%. Активно обсуждаются также вопросы выпуска акций, смешанного финансирования».
Первые проекты в этом году берет в свой портфель специально созданный институт развития - ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» (стр. 15). Возможности участия в региональных проектах изучает Российский фонд прямых инвестиций, который в прошлом году совершил первую в регионе сделку. В сентябре в рамках Делового саммита АТЭС во Владивостоке было заключено соглашение о вхождении в акционерный капитал между российско-китайским инвестиционным фондом и лесозаготовительной компанией Russia Forest Products (RFP, Хабаровск). Анонсированный объем сделки более $200 млн, однако она интересна не столько суммой инвестиций, а тем, что в регионе запущены новые механизмы привлечения иностранных инвестиций через фонд прямых инвестиций (один из учредителей российско-китайского инвестиционного фонда - Российский фонд прямых инвестиций, дочерняя компания Внешэкономбанка).
В 2012 году социально-экономическое развитие ДФО положительную динамику сохранило. Выполнена и значительная инвестиционная программа, в эксплуатацию введен целый ряд крупных объектов. Один из самых значительных, как мы уже отмечали, - вторая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО-2) мощностью 50 млн тонн нефти в год. В 2013 году через терминал Козьмино, конечный пункт трубопровода, как предполагается, будет экспортировано 21 млн тонн нефти.
В прошлом же году сданы объекты к саммиту АТЭС 2012 года в Приморском крае. Всего было построено и реконструировано 76 объектов: уникальные вантовые мосты через бухту Золотой Рог и на остров Русский, 13 объектов ДВФУ общей площадью 750 тыс. кв. м, системы водоснабжения и канализации, очистные сооружения, комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов, 30 объектов энергетики, 104 км автомобильных дорог.
Завершено строительство Кузнецовского тоннеля и железнодорожного обхода Кузнецовского перевала в рамках реконструкции участка «Оунэ - Высокогорная» в Хабаровском крае. Это позволило увеличить провозную способность железной дороги до 19,4 млн тонн грузов. По планам, после завершения всего проекта реконструкции в 2016 году провозная способность участка может достичь 35,5 млн тонн в год. Ряд проектов завершили частные компании.
Вместе с тем, как показывает статистика, в 2012 году на Дальнем Востоке наметился спад инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал не добрали 15% до показателей предыдущего 2011 года. И это как раз следствие того, что были завершены крупные инфраструктурные проекты с государственным участием. Однако это падение не стоит принимать за тенденцию. Слишком велика была инвестиционная «база» предыдущих лет.
По данным, обнародованным аппаратом полпреда президента РФ в ДФО, общая стоимость проектов, реализуемых сегодня в регионе, составляет 4,44 трлн рублей. «Мы сделали расчеты до 2018 года, уже запланированы программы на сумму около 8 трлн рублей, это реальные программы, которые будут реализовываться», - комментирует ситуацию с инвестициями министр РФ развитию Дальнего Востока - полномочный представитель президента РФ в ДФО Виктор Ишаев.
О высокой привлекательности Дальнего Востока говорит и статистика: иностранные инвестиции, которые в прошлом году в регионе выросли на 37,1%, составив $13,6 млрд (8,8% всех иностранных инвестиций, привлеченных в экономику России в 2012 году). Правда, здесь, как всегда, нужно сделать оговорку. 78% этого объема пришлось на нефтегазовые проекты Сахалинской области.
Поправить климат
В общей сложности Государственная программа «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» определяет объем необходимых инвестиций в 10,6 трлн рублей, из которых 3,8 трлн рублей - федерального бюджета. Самый главный вопрос на сегодня - как обеспечить этот, как подчеркивает министр по развитию Дальнего Востока - полномочный представитель президента РФ в ДФО Виктор Ишаев, рассчитанный на научной основе объем. Эти средства в полной мере пока не просматриваются даже в бюджетном «кошельке». Но если на уровне федерального правительства могут быть варианты, и оно демонстрирует последовательность в достижении поставленных целей, то частный инвестор, на которого сделана ставка, - субъет все-таки капризный. Ему инвестиционный климат подавай. Формирование благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды в регионе и становится сегодня задачей номер один.
Конечно, быстро изменить сложившиеся правила ведения бизнеса не получится. Все делается слишком долго, дорого, бюрократично. Административные барьеры и на старте проектов, и в ходе предпринимательской деятельности остаются главным сдерживающим развитие бизнеса фактором. Преимущественно это проблемы, связанные с регистрацией, лицензированием, квотированием и сертификацией, а также оформлением различного рода разрешений и согласований при получении земельных участков, согласовании строительства, подключении к технологической инфраструктуре. Все это выходит за рамки полномочий региональных властей и требует общесистемных мер по снижению административных барьеров.
При этом нельзя не признать, что в последние годы в регионе деловой климат последовательно меняется. Инвестор - персона, которую ждут региональные власти и которой готовы оказывать всяческое содействие. Повсеместно в администрациях субъектов ДФО создаются специальные структуры - агентства по работе инвесторами, задача которых помогать тем, кто связывает с Дальним Востоком свои бизнес-планы. Помогать в выборе и оформлении земельных участков для размещения предприятий, решении организационных вопросов. Каждый субъект Федерации ДФО организовал специальные сайты в Интернете, знакомящие потенциальных инвесторов с проектами, которые могут быть реализованы в регионе и в которых могут принять участие в том числе иностранные инвесторы. Активно идет работа над региональным законодательством. Дальневосточные регионы сотрудничают с Агентством стратегических инициатив по внедрению инвестиционных стандартов и дорожных карт, включающих в себя набор передовых и наиболее успешных решений по улучшению инвестиционного климата. Уже несколько лет при полномочном представителе президента РФ в ДФО работает совет по иностранным инвестициям, в который входят руководители крупных компаний, дипломаты, чиновники, представляющие в регионе федеральную власть.
Не общие правила
Для повышения инвестиционной привлекательности Дальнего Востока необходимы особые условия ведения бизнеса и целый ряд льгот и преференций. Такой подход диктует специфика региона. Риски ведения бизнеса здесь существенно выше, чем в центральной части России, и проблемы, возникающие особенно на старте проектов, сложнее. В их числе неразвитость инфраструктуры, неблагоприятная тарифная политика (энергетика, транспорт), слабый кадровый потенциал и т. д.
Сегодня идет активная работа над проектом Федерального закона «О развитии Дальнего Востока и Байкальского региона», который должен обеспечить особые условия формирования благоприятного инвестиционного климата. Речь идет о льготных налогах на прибыль, НДПИ, имущественных и земельных налогах для вновь создаваемых на территории региона предприятий на срок окупаемости проектов. Особые подходы должны быть выработаны при формировании ценовой и тарифной политики. Особая тема - создание условий для привлечения в регион молодых специалистов и закрепления кадров.
По мнению экспертов, ускоренному развитию региона могло бы способствовать принятие федерального закона, устанавливающего особый порядок регулирования строительной деятельности, проведения государственной экспертизы, земельных отношений при реализации мероприятий, предусмотренных Госпрограммой «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». По аналогии с законом, который действовал в рамках подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке, эффективность которого доказала практика.
Целый ряд возможностей для улучшения условий предпринимательской деятельности уже сегодня активно задействуют региональные власти в части тех налогов и полномочий, которые находятся в их ведении.
Все это обнадеживает. Но вопрос в скорости принятия необходимых решений, в последовательсти власти. Для макрорегиона принят сценарий развития, и он должен быть реализован именно в тех временных рамках, которые обозначены Госпрограммой. Дальний Восток России - регион, обладающий уникальными природными ресурсами и имеющий мощный инвестиционный потенциал. Его развитие - сегодняшний приоритет правительства России, и это внятный сигнал для инвесторов.
Лариса ЛАРИНА, "Дальневосточный капитал", N8, август 2013 г.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы