Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Среда| 11 Декабря, 07:16 |
|
|
Тема номера
|
Все концерты и спектакли Приморского театра оперы и балета проходят с аншлагом
Оперную и балетную труппы, хор, оркестр, а также целый штат работников сцены художественному руководителю и директору театра, молодому российскому дирижеру и композитору Антону ЛУБЧЕНКО пришлось создавать практически с нуля. И первые премьеры показали, что ему это удалось. О том, насколько сложен был этот путь и какие перспективы у театра впереди, Антон Лубченко рассказал в интервью «Дальневосточному капиталу».
- Антон Владимирович, когда только было принято решение о строительстве во Владивостоке театра оперы и балета, среди жителей было много скепсиса и сомнений в необходимости данного начинания. Сегодня театр уже работает в полную силу. Можно уже говорить о том, что он востребован зрителем?
- В России сейчас наступает такой период, когда классическая музыка и оперное искусство переживают новую волну интереса. Наверное, даже можно говорить о классическом буме. Концерты Валерия ГЕРГИЕВА, Дениса МАЦУЕВА, Николая ЛУГАНСКОГО, Анны НЕТРЕБКО собирают полные залы по всей стране - в Москве, Саратове, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Владивостоке. И тот факт, что все концерты и спектакли сегодня проходят в нашем театре с аншлагом, говорит о том, что в Приморье есть спрос на классическую музыку. Причем сегодня я с уверенностью могу сказать, что у нас уже есть постоянные зрители: они интересуются спектаклями и концертами, приобретают билеты, следят за новостями на сайте. Причем, что особенно отрадно, среди них достаточно большое количество молодых людей.
- Вы приехали к нам из культурной столицы России - Санкт-Петербурга. Насколько тяжело дался этот переезд в творческом и человеческом отношении?
- Я бы сказал, что Россия - это культурная столица мира, а каждый город - это по-своему культурная столица. Я бы не стал делать большой разницы между Петербургом, Москвой, Новосибирском или Владивостоком. Посмотрите, сколько больших артистов мы собираем в нашем зале за месяц. Только в апреле у нас были Владимир ГАЛУЗИН, Сергей ЛЕЙФЕРКУС, Борис БЕРЕЗОВСКИЙ, Алексей ВОЛОДИН, Екатерина МЕЧЕТИНА, Валерий Гергиев, Денис Мацуев. То есть у нас зачастую интересные события проходят чаще, чем в центральных городах России. Только «Чайковский марафон» собрал в один вечер на нашей сцене лучших пианистов России.
Большое удовольствие получаю от работы с оркестром нашего театра. Я знаю только один оркестр в стране, который может исполнить всего ШОСТАКОВИЧА. Это оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. А оркестр Приморского театра оперы и балета уже в ноябре исполнит все 15 симфоний великого композитора. Кроме этого, мы первые в Приморском крае сыграли «Повесть о настоящем человеке», на 9 мая исполним полностью «Ленинградскую симфонию».
- Выбирая репертуар, вы ставите перед собой задачу образовывать приморскую публику?
- Я бы не назвал это образованием приморского зрителя, я бы сказал, что это подвижничество перед великой русской музыкой. Я считаю, что сегодня недостаточно в мире исполняется произведений ПРОКОФЬЕВА, ЧАЙКОВСКОГО, Шостаковича, РАХМАНИНОВА. А это наша гордость. И эту музыку должен знать каждый русский человек.
- Во Владивостоке уже побывали многие лучшие музыканты с мировым именем. Но у них наверняка на годы вперед расписанный гастрольный график, да и перелет во Владивосток - не из легких. Насколько легко они соглашаются на гастроли в нашем театре?
- Как человек, который неоднократно бывал в Америке, я могу сказать, что перелет из Москвы во Владивосток проходит гораздо комфортнее, чем из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк, например. Что касается отклика на наши предложения, то он всегда довольно оперативен. Все знают, что сегодня Приморье - это один из самых быстро развивающихся субъектов Российской федерации. Здесь построили замечательный театр, наш зал не уступает многим лучшим столичным залам, поэтому всем интересно здесь выступить. И самое главное, те, кто здесь побывал хоть раз, возвращаются вновь. Денис Мацуев был уже дважды, Елена ОБРАЗЦОВА пела на открытии театра, теперь приедет к нам осенью. Владимир Галузин посетит театр в третий раз. Всем здесь очень нравится. Это и не удивительно: во-первых - замечательный зал, во-вторых - очень теплый зрительский прием.
- Сегодня в театре идут репетиции полноценных оперных и балетных постановок. То есть уже можно говорить о том, что труппа сформирована?
- Процесс формирования труппы любого театра происходит ровно столько, сколько театр существует. Мариинскому театру больше 230 лет, и процесс формирования труппы не прекращается ни на один день. Кто-то приходит, кто-то уходит, и это нормально. У нас на сегодняшний день есть весь необходимый набор артистов оркестра, солистов оперы и балета для того, чтобы давать спектакли любой сложности. Но новые просмотры и прослушивания продолжаются. У нормального театра должно существовать 4 состава оркестра, 4-5 составов вокалистов. У нас пока этого нет, но мы к этому стремимся. Идеальным было бы набрать такое количество музыкантов, чтобы мы могли одновременно давать концерт в Китае, на малой и большой сценах.
Например, в июне мы уезжаем на гастроли в Китай, и здесь спектакли не будут проводиться, потому что того количества людей, которые здесь останутся, недостаточно для полноценного спектакля. А хотелось бы, чтобы мы давали больше концертов одновременно на различных площадках не только города, но и страны.
- Когда берете человека на работу, на что больше всего обращаете внимание?
- На профессионализм. Человеческие качества - это приятный бонус, но артисты - люди сложные. Поэтому ставка исключительно на мастерство.
- В труппу театра вошли артисты из самых разных городов России - в Приморье до сих пор не было большой необходимости в подготовке артистов балета, например. Ваш театр планирует принимать участие в подготовке кадров?
- Полноценного хореографического училища в крае нет, поэтому мы начинаем его создавать. У нас уже есть договоренность, что мы будем делать это с коллегами из Вагановского училища - у нас недавно была встреча с Николаем ЦИСКАРИДЗЕ, и он заверил нас, что готов взять под крыло это начинание. А вот с Дальневосточной академией искусств мы сотрудничаем довольно плотно. Например, наш хормейстер Лариса ШВЕЙКОВСКАЯ с 2007 года заведует кафедрой хорового дирижирования ДВГАИ. В нашем театре она буквально за считанные месяцы создала хор исключительно из приморских голосов. И коллектив получился настолько профессиональным, что с ним посчитал возможным выступить Валерий Гергиев.
- Создавать театр пришлось с нуля. Наряду с творческими наверняка приходилось решать и хозяйственные вопросы?
- Конечно, я же не только художественный руководитель, я и директор. У меня есть помощники: исполнительный директор, заместители по хозяйственной части. Но основные решения - за мной. Я уверен, что во главе любого коллектива, и не только творческого, должен стоять один лидер. Иначе управление, на мой взгляд, не будет эффективным.
- Вы сказали, что театр планирует активно гастролировать в России и за рубежом. А коллег из региона планируете приглашать в свой театр?
- На декабрь у нас намечены гастроли Новосибирского театра оперы и балета. Наши новосибирские коллеги держат путь в Японию, и остановятся у нас. Сейчас мы разрабатываем очень интересное сотрудничество с Китаем. Уже в этом году зрители увидят плоды этого сотрудничества.
- У вас много собственных проектов - вы довольно часто выступаете как дирижер, в том числе и в Европе. Насколько это помогает в продвижении Приморского театра оперы и балета в мировое музыкальное сообщество?
- Безусловно, помогает. Потому что мировое музыкальное сообщество на самом деле - это достаточно узкий круг людей, где все друг друга знают, интересуются новинками. Всегда, когда я еду даже на свои личные гастроли, я рассказываю о театре и приглашаю коллег из Европы к нам, чтобы показать им нашу жемчужину. Например, в декабре я выступал с одним из лучших молодых виолончелистов Франции Антуаном ПЬЕРЛО. В июне он приедет во Владивосток и откроет в театре Дни французской культуры - 6 июня мы дадим концерт, в котором исполним произведения Жоржа БИЗЕ, Сергея Прокофьева и Жюля МАССНЕ.
- Вы приглашаете в театр не только известных исполнителей, но и дирижеров и совершенно спокойно уступаете свое место за дирижерским пультом коллегам. Что вами движет? Насколько я знаю, не многие дирижеры на это решаются.
- У меня нет предубеждения, что к своему оркестру нельзя пускать других дирижеров. Более того, я намерен внешнее сотрудничество только расширять. Чем больше дирижеров выступает с коллективом, тем более гибким и мобильным становится оркестр. У каждого дирижера своя манера, и умение эту манеру быстро уловить делает оркестр еще более совершенным. Кроме этого, каждый дирижер приносит в оркестр новые исполнительские тенденции. Для нас это важно.
- Сколько премьер даст Приморский театр оперы и балета до конца этого года?
- В этом сезоне уже прошли премьеры «Паяцы» и «Алеко», в мае выпустим сценическую версию «Евгения Онегина» и балет «Лебединое озеро». В июне откроем Дни французской культуры очень редко исполняемой оперой Жюля Массне «Таис». Закроем сезон полной сценической версией оперы «Кармен», где в главной роли выступит солистка Мариинского театра Мария МАКСАКОВА. В сентябре в рамках юбилея Модеста МУСОРГСКОГО покажем концертную версию «Бориса Годунова», в октябре нас ждет премьера спектакля «Пиковая дама», которую на нашей сцене поставит Тимур ЧХЕИДЗЕ - один из самых авторитетных режиссеров современности. Осенью зрителей ожидает премьера балета «Щелкунчик».
- Премьер довольно много, и, помимо большой творческой работы, они требуют и финансирования. С этим вопросом в театре все в порядке?
- Ни один директор театра не скажет вам, что финансирование, которое у него есть, достаточно. Театр - это очень дорогое удовольствие, а чтобы обслуживать и эксплуатировать театр на столичном уровне, требуется колоссальное количество средств. К тому же у нас действительно достаточно дорогие постановки, требуется масса костюмов. Мы очень благодарны губернатору Приморского края Владимиру МИКЛУШЕВСКОМУ, который является куратором театра, за тот объем финансирования, который у нас есть. Кроме этого, мы открыты к сотрудничеству с различными благотворительными организациями. У нас сформирован попечительский совет, в состав которого входят известные в России бизнесмены: Алексей МИЛЛЕР («Газпром»), Андрей КОСТИН (ВТБ), Ольга ПЛЕШАКОВА («Трансаэро»), Сергей КАЛУГИН («Ростелеком»), Олег БУДАРГИН («Российские сети»).
Возглавляет попечительский совет вице-премьер России Ольга ГОЛОДЕЦ. Какие-то деньги мы еще и зарабатываем. В этом году мы выходим на прибыль в 10% от краевого финансирования. Это очень солидный показатель для театра, который существует первый сезон.
- Театром активно интересуются гости из других регионов России, из-за рубежа. Планируя поездку во Владивосток, они могут заранее приобрести билеты, например в режиме онлайн?
- Да, уже мы запустили в тестовом режиме продажу билетов через наш сайт, думаю, уже в ближайшем будущем этот сервис в полной мере станет доступен всем желающим.
- Антон Владимирович, ваш дом сегодня здесь, в Приморье?
- У меня такая профессия, что у меня не может быть дома. Рабочий дом, конечно, здесь, это мой театр, я несу ответственность за все, что здесь происходит. Для меня это главное место работы - Приморский край стал для меня приоритетным с конца 2012 года, когда я принял предложение возглавить театр. А дом у меня - самолет.
Елена АРДАЛЬЯНОВА
- "Посмотри на Владивосток": Взгляд на другую планету
- Лучше гор могут быть только пещеры
- Сын омнибуса, внук кареты
- Кони в "шашечках"
- "Диалоги" международного масштаба
- Во Владивостоке назвали победителей кинофестиваля
- "Мадонна делла Лоджиа" - первая леди ВЭФ
- "Катание на автомобиле? Глупое и бессмысленное занятие"
- "Ресурсы и возможности Бизнеса для эффективной Деятельности"
- Владивосток - беговая столица России