Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 31 Октября, 03:54 |
|
|
Тема номера
|
Россия поощряет разработку шельфовых месторождений углеводородов на Дальнем Востоке
Цитата: «Богатый зарубежный, а теперь уже и российский опыт позволяют сегодня каждую третью тонну нефти в мире добывать на шельфовых месторождениях» – д.т.н., профессор, сопредседатель Союза производителей нефтегазового оборудования В. Я. КЕРШЕНБАУМ.
Разработка и эксплуатация шельфовых месторождений в мире ведется нефтяным сообществом с XIX века. Впервые шельф стал разрабатываться в Калифорнии, в XX веке добавились Мексиканский залив, Северное море и Сахалин.
На фоне стремительно растущих цен на углеводороды международное нефтегазовое сообщество засматривается на океанические глубины. Так, бразильская компания «Петробраз» работает над созданием платформы для бурения океанического дна, на глубинах 4 км. Япония для этой цели разработала автономное плавучее устройство, практически буровое судно, «Земля», отличающееся высочайшим уровнем автоматизации и надежности. Если российское правительство расширит перечень инвесторов, допущенных к разработке шельфовых месторождений, к тому же поощрив их налоговыми льготами, уже в недалеком будущем от России можно будет ожидать настоящего прорыва, как в области развития новых технологических решений и массового строительства добывающих платформ, так и роста самой добычи.
Привлекательно, но рискованно
Шельф давно осваивается и в нашей стране, это в первую очередь месторождения Каспийского моря и позднее Сахалина. А сегодня Россия вплотную приступает к созданию нефтяных промыслов в Арктике – Штокмановское и Приразломное месторождения. В соответствии с Энергетической стратегией РФ на период до 2020 г. освоение нефтегазовых месторождений на шельфе северных и дальневосточных морей является одним из стратегических направлений развития экономики. По мнению ученых, в Арктике сосредоточено около пятой части мировых неосвоенных запасов нефти и газа, большинство из которых находится на российской территории. Правда, реальные запасы углеводородов требуют подтверждения, так как, по признанию специалистов, российский шельф изучен далеко недостаточно. Если перспективы нефтегазоносности шельфа Сахалина в Охотском море или Карского и Лаптева морей в Арктике более определенны, то в отношении шельфа Берингова, Чукотского и Восточно-Сибирского морей, Татарского пролива Японского моря оценка одна – недостаточная изученность.
Несмотря на высокие перспективы открытия месторождений углеводородов на шельфе арктических и дальневосточных морей, геологоразведка на российском шельфе идет с трудом, признают специалисты Роснедр. Инвестициям не способствуют огромные экологические риски и отсутствие какой-либо инфраструктуры в совокупности с крайне сложными климатическими условиями. Наверное, поэтому так долго не решается вопрос о начале работ на пролицензированных участках Камчатского и Магаданского шельфов. Не способствуют притоку инвестиций в геологоразведку недавние итоги поисков месторождений на нескольких участках Сахалинского шельфа.
В частности, неудачи постигли «Роснефть» в партнерстве с ВР на участках проектов «Сахалин-4» и «Сахалин-5». О сотрудничестве на шельфе Сахалина ВР и «Роснефть» договорились еще в 1998 г. Их СП «Элвари нефтегаз» (у «Роснефти» – 51%, остальное – у BP) с 2004 г. проводило геологоразведку на трех блоках Сахалинского шельфа: Западно-Шмидтовском (проект «Сахалин-4»), Восточно-Шмидтовском и Кайганско-Васюканском (оба участка – проект «Сахалин-5»). Первые две скважины, пробуренные на Западно-Шмидтовском блоке, оказались сухими, и в 2009 г. партнеры отказались от дальнейшей реализации «Сахалина-4». А в прошлом году ВР и «Роснефть» досрочно вернули Роснедрам лицензию и на Восточно-Шмидтовский участок (она действовала до 2013 г.), также сочтя его разработку бесперспективной. Последний совместный проект компаний – Кайганско-Васюканский блок – обещал быть успешным: еще в 2007 г. там было открыто одноименное месторождение с балансовыми запасами в 56 млн т нефти и около 30 млрд куб. м газа. ВР посчитала эти ресурсы недостаточно масштабными для коммерческой разработки. Тем не менее «Роснефть» планирует использовать газ Кайганско-Васюканского месторождения для своих проектов на Дальнем Востоке, в том числе в рамках Восточного нефтехимического комплекса.
Также не открыто крупных запасов на Венинском месторождении проекта «Сахалин-3», который «Роснефть» разрабатывает совместно с китайской Sinopec. В середине 2008 года «Роснефть» уже с корейской KNOC не получила перспективных результатов при бурении на Западно-Камчатском блоке на Камчатском шельфе Охотского моря.
Непросто шла работа у «Газпрома» с пуском Приразломного месторождения в Баренцевом море. Трудности возникли и с добычей газа на Штокмановском месторождении, в начале 2010 года «Газпром» совместно с иностранными партнерами – Total и Statoil – вынужден был отложить план разработки месторождения на 3 года.
Как говорят специалисты, неудачи российских компаний объясняются отсутствием современных методик поиска, опыта
реализации технологически сложных проектов, устаревшими данными о геологическом строении шельфа и наличии ресурсов. В связи с многолетней реорганизацией геологических служб и сокращением государственного заказа на изыскательские работы, особенно в морских акваториях, в последнее десятилетие практически не происходило обновления геологической информации, что только усиливает риски освоения шельфа.
Частники помогут с шельфом
Между тем активизировавшиеся претензии разных стран на владение ресурсами мирового океана, включая шельф Арктики, заставляют Россию стимулировать исследование шельфа. Роснедра в прошлом году даже заявили, что готовы впустить на шельф частные российские компании. До сих пор право на это имели только две госкорпорации – «Роснефть» и «Газпром», которые могли привлекать в качестве соинвесторов иностранцев. Реальные очертания эта идея получила только в 2012 году после заявления Владимира ПУТИНА о беспрецедентных льготах, которые получат компании, решившие инвестировать в шельф. В апреле премьер-министр пообещал российским компаниям, работающим на шельфе, отмену экспортной пошлины, пониженный НДПИ, нулевые ставки налога на имущество и НДС.
В апреле же Минэнерго направило в профильные ведомства проект постановления по стимулированию разработки морских месторождений. Документ предусматривает введение налоговых льгот в зависимости от сложности участков.
Предусмотрено четыре уровня сложности: проекты базового уровня (в Азовском и Каспийском морях, а также мелководной части Черного моря), повышенного (Балтийское море, глубоководная часть Черного моря), арктического (Баренцево, Печорское, южные части Карского и Охотского морей, включая шельф Сахалина), высокого (море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Берингово моря, северные части Карского и Охотского морей). Налоговые ставки по каждой категории проектов будут определяться после подтверждения запасов, получения технико-экономического обоснования, а также планов разработки месторождений. Норма рентабельности для налоговых льгот на шельфе должна быть более 16%, говорил ранее глава Минэнерго Сергей ШМАТКО.
Ведомство предлагает также отменить вывозную таможенную пошлину на нефть и газ, добываемые на морских месторождениях, уже с 1 мая 2012 года. Будет вестись раздельный учет доходов и расходов по каждому проекту и в целом по деятельности, связанной с разработкой морских месторождений, применяться механизм ускоренной амортизации для основных средств, введены повышающие коэффициенты к расходам на геологоразведку и расходам капитального характера, создан резерв по расходам в связи с завершением проекта и другие меры. Кроме того, предлагается не применять налог на имущество, освободить ввоз основных видов техоборудования от НДС и обнулить ставки ввозных таможенных пошлин на него.
За реализацией проектов, работающих при стимулирующей налоговой системе, государство намерено тщательно следить. В случае существенного отклонения показателей – сроков начала добычи, объемов добычи, коэффициента извлечения углеводородов от запланированных – правительство может пересмотреть параметры или полностью отменить льготы. Учитывая, что в нынешнем налоговом режиме у большинства проектов рентабельность низкая или отрицательная, данное постановление должно повысить привлекательность разработки шельфовых месторождений, оценивают его действие эксперты.
«Роснефть» решила поспешить
«Роснефть» уже приступила к созданию альянса для работы на шельфе с участием не только иностранных, но и российских частных компаний. В апреле этого года компания направила предложения поучаствовать в разработке месторождений в Карском море ЛУКОЙЛу, «Сургутнефтегазу», ТНК-ВР и «Башнефти». На предложение «Роснефти» уже откликнулся ЛУКОЙЛ, технические и технологические возможности которого позволяют работать на шельфе. По словам президента «Роснефти» Эдуарда ХУДАЙНАТОВА, «сотрудничество планируется на 12 «самых лучших» участках шельфа, в том числе вдоль Норвегии и на Магаданском участке».
Но основным партнером «Роснефти» в этом проекте станет американская ExxonMobil. Стороны уже договорились, что Exxon будет совместно работать на трех участках Арктического шельфа – Восточно-Приновоземельских 1, 2, 3 в Карском море. Подписанный по этому поводу в апреле этого года двусторонний документ предполагает начать техническую оценку разработки еще ряда участков с трудноизвлекаемыми запасами нефти – Ачимовской и Тюменской свит в районе Приразломного, Мамонтовского и Приобского месторождений Западной Сибири. Доля американской компании в каждом из проектов составит около 33%. Инвестиции в проект на Карском море, по предварительным оценкам, составят $200-300 млрд, бурение первых разведочных скважин запланировано на 2015 год. Партнеры уже создали Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок (ARC) в Санкт-Петербурге, который будет использовать готовые технологии ExxonMobil и «Роснефти» и разрабатывать новые для арктических проектов, включая буровые и добывающие суда и платформы ледового класса.
Самые реальные – сахалинские
Но это дело будущего, а пока самыми реальными из российских шельфовых проектов остаются сахалинские проекты – «Сахалин-1» и «Сахалин-2», старт которым был дан в 90-е годы, благодаря принятому в России закону о разделе продукции (СРП).
Так, в марте этого года, т. е. на два года раньше срока, на полный раздел продукции вышел проект «Сахалин-2». Это не только следствие благоприятной конъюнктуры рынка, но и результат усилий компании по оптимизации производства, подчеркнул главный исполнительный директор оператора проекта компании Sakhalin Energy Андрей ГАЛАЕВ. В этом году государство может рассчитывать на полмиллиарда долларов дохода, а до 2031 года – Россия получит с этого проекта в общей сложности не менее $100 млрд. Реализация первого этапа проекта началась в 1996 году с широкой программы поисково-разведочных работ на Пильтун-Астохском участке, включая сейсмическую разведку и бурение поисковых и разведочных скважин. В 1998 году на шельфе о. Сахалина была установлена платформа «Пильтун-Астохская-А» (ПА-А /«Моликпак»), добыча нефти с которой была начата в июле 1999 года. Второй этап проекта «Сахалин-2» включал строительство и установку двух новых морских платформ «Пильтун-Астохская-Б» (ПА-Б) и «Лунская-А» (Лун-А). В прошлом году на проекте было добыто 5,76 млн т нефти и 14,6 млрд куб. м газа.
Досье "ДК": В рамках «Сахалина-2» осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения, извлекаемые запасы которых оцениваются в 150 млн т нефти и 500 млрд куб. м газа. Акционерами Sakhalin Energy являются «Газпром» (50%), Shell (27,5%) и японские Mitsui и Mitsubishi (12,5 и 10% соответственно).
Два других российских СРП-проекта – «Сахалин-1» и Харьягинское месторождение – вышли на уровень полного раздела продукции. С проекта «Сахалин-1» на апрель 2012 года отгружено 47 млн тонн (356 млн баррелей) нефти. Нефтеотгрузочные операции проводятся с осени 2006 года. В рамках проекта идет освоение трех морских месторождений: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных на северо-восточном шельфе о. Сахалина.
Для освоения месторождения Чайво и Одопту были задействованы береговая буровая установка «Ястреб», а для Чайво и морская платформа «Орлан», которая используется для разработки юго-западной части месторождения. Установка платформы «Орлан» была завершена в июле 2005 г., а буровые работы начаты в декабре 2005 г. Наземная буровая установка «Ястреб» спроектирована специально для проекта «Сахалин-1» и является одной из наиболее мощных наземных буровых установок в отрасли. Эта установка предназначена для бурения с берега скважин с большим отходом забоя от вертикали (БОВ). Новейшая технология БОВ позволяет сократить высокие капитальные и эксплуатационные затраты на крупные морские сооружения.
Следующей стадией разработки проекта «Сахалин-1» станет освоение месторождения Аркутун-Даги, расположенного на расстоянии около 25 км от береговой линии на северо-востоке Сахалина, восточнее месторождения Чайво. Глубина воды в этом районе достигает 35 м. Все работы по бурению и обслуживанию скважин будут проводиться с платформы, прочно установленной на дне моря. От фундамента платформы над водной поверхностью поднимутся четыре бетонные колонны, на которых разместится верхний модуль с буровым и технологическим оборудованием, жилыми помещениями. Платформа на месторождении Аркутун-Даги станет первой платформой компании «ЭксонМобил» с качающимися упорами-изоляторами, снабженными узлами трения, обеспечивающими повышенную сейсмическую стабильность сооружения. Ее верхний модуль будет одним из мощнейших в отрасли – весом около 28 000 тонн. Строительство бетонного основания добывающей платформы «Аркутун-Даги» в настоящее время завершается в г. Находке в Приморском крае, где с 2003 по 2005 годы строились основания буровых платформ «Лунская» и «Пильтун-Астохская» для проектов «Сахалин-2». Строительство ведет норвежская компания Aker Solutions. Ожидается, что первая нефть с «Аркутун-Даги» будет получена в 2014 г.
Досье "ДК": «Сахалин-1» – первый масштабный шельфовый проект, осуществляемый в Российской Федерации на условиях СРП (заключено в 1996 г.). Оператор проекта – «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ), дочерняя компания корпорации «ЭксонМобил» (доля участия «Эксон Мобил» – 30%). Партнерами ЭНЛ по консорциуму «Сахалин-1» являются: российская государственная компания «Роснефть» через свои родственные организации «РН-Астра» (8,5%) и «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%); японский консорциум «СОДЭКО» (30%); индийская государственная нефтяная компания «ОНГК Видеш Лтд.» (20%).
Спрос на морские буровые платформы ширится
В случае реализации перспективных российских проектов основными центрами добычи на шельфе станут Охотское, Карское, Баренцево и Каспийское моря. Согласно экспертной оценке спроса на добывающие платформы для арктических проектов, до 2020 года для работы в Баренцевом море потребуется 17-19 платформ, Карском море (включая Обско-Тазовскую губу) – 12-13 платформ, Охотском море – 22-23 платформы. Все моря замерзающие, а в восточной части Баренцева и Карского морей климат особенно суров – период, когда акватории свободны ото льда, могут составлять всего 2-3 месяца. Значит, платформы должны обладать высокими ледостойкими характеристиками.
По оценке специалистов, распределение начальных суммарных ресурсов углеводородов по глубинам основных нефтегазоностных регионов шельфа свидетельствует о том, что наиболее востребованными буровыми установками для операций на шельфе будут самоподъемные плавучие буровые установки (СПБУ) и стационарные ледостойкие гравитационного типа с железобетонным основанием или с усиленным стальным опорным блоком. Для наиболее мощных гравитационных платформ, которые намечается использовать в районах с очень тяжелым ледовым режимом, предел глубин, по оценке российских специалистов, составляет 70-100 метров. В более благоприятных условиях он расширяется до 150-250 метров. Уже сегодня проекты в Баренцевом море – Штокмановское месторождение – требуют использования плавучих добывающих установок, поскольку глубина моря на месторождении составляет 280-360 м.
Как свидетельствует портал Rigzone, по численности флота плавучих платформ и степени его использования в мире лидирует Бразилия. Согласно прогнозу портала, совокупный спрос на морские самоподъемные и плавучие буровые платформы в мире в 2012 г. увеличится по сравнению с предыдущим годом на 10%.
Стремительно на рынок производителей буровых платформ выходит Сингапур. В 2010 году Сингапур опубликовал 10-летний план по созданию гигантской судостроительной и судоходной базы. Первый этап этого проекта – строительство 4-х сухих доков общей грузоподъемностью 1,6 млн т для строительства супертанкеров – уже стартовал, первоначальные инвестиции в него составили $530 млн. После завершения строительства производственные мощности доков компании Sembcorp Marine возрастут на 62%. Новые доки будут предоставлять комплексные услуги по строительству супертанкеров, гигантских контейнеровозов, газовозов, пассажирских судов и буровых платформ. В Сингапуре будут строиться или перепрофилироваться ни много ни мало – около 70% самоподъеных буровых установок, погружных буровых платформ и плавучих систем добычи, хранения и погрузки нефти.
Россия, несмотря на ограниченный опыт, тоже пытается закрепиться на этом рынке.
В настоящее время на Дальнем Востоке, в Приморье, разворачивается проект строительства двух доков, в том числе сухого, для возведения оснований для буровых добывающих платформ ледового класса. Проекты поддержаны правительством, что позволяет надеяться на то, что Россия, пусть не сразу, но научится строить тяжелые ледостойкие платформы, спрос на которые, по мнению аналитиков, в мире будет только расти. Пока же российские производители имеют ограниченный опыт строительства платформ. В Советском Союзе были построены всего 3 стационарные платформы и 13 верхних строений для них, из них – ни одной ледовой.
В Приморском крае к 2009 году были произведены две платформы гравитационного типа, установленных на шельфе Сахалина, – «Лунская» и «Пильтун-Астохская» для проекта «Сахалин-2». Построенные норвежской компанией, они на тот период стали самыми тяжеловесными конструкциями на море за всю историю мировой нефтегазовой отрасли. В их конструкции учитывались ледовые нагрузки.
Спустя почти три года на заводе «Севмаш» завершилось строительство морской нефтедобывающей платформы «Приразломная», которая стала первой российской платформой. Правда, на нее ушло 15 лет. Теперь уже «Приразломная» стала самой крупной в мире плавучей буровой платформой ледового класса: 126 метров в длину, 140 метров в высоту и весом в 120 тысяч тонн, с балластом в два раза больше. «Приразломная» предназначена для освоения шельфа Печорского моря. Вслед за ней на морской шельф выйдет самоподъемная плавучая буровая установка «Арктическая». Ее история тоже непростая. Платформа была заложена в декабре 1995 года со сроком сдачи в 1998 году. Работы были развернуты на двух предприятиях Северодвинска: «Звездочка» и «Севмаш». В 1999 году строительство СПБУ было приостановлено из-за отсутствия финансирования со стороны заказчика. В октябре 2003 года заказчиком принято решение о разработке технического проекта на модернизацию «Арктической» для работ на глубинах от 7 до 100 метров.
В России в прошлом году завершилось строительство двух платформ для работ на Штокмановском месторождении в Баренцевом море – «Полярная звезда» и «Северное сияние». Обе установки построены по заказу компании «Газфлот» – 100%-ного дочернего предприятия «Газпрома». Платформы построены Выборгским судостроительным заводом совместно с компанией Samsung. Новые ППБУ считаются самыми современными и большими в мире в своем классе, оснащены высокотехнологичным буровым, геофизическим, навигационным и энергетическим оборудованием ведущих российских и зарубежных компаний. Как комментируют в «Газпроме», эти буровые установки позволят более эффективно вести геологоразведочные работы и обустройство месторождений на континентальном шельфе российских морей, в том числе на шельфе острова Сахалина и полуострова Камчатка. В текущем году с их помощью «Газпром» начнется строительство эксплуатационных скважин на Киринском газоконденсатном месторождении проекта «Сахалин-3». С 2016 по 2020 годы «Газпром» планирует построить на судостроительной верфи «Звезда – D.S.M.E.» в Приморском крае еще одну плавучую полупогружную буровую установку.
Досье "ДК": В рамках проекта «Сахалин-3» подразумевается разработка трех участков: Киринский, Аяшский и Восточно-Одоптинский (лицензии переданы «Газпрому» в 2009 году) и Киринского газоконденсатного месторождения (лицензия передана «Газпрому» в 2008 году).
Стать конкурентоспособными
Чтобы укрепить доверие рынка отечественного нефтегазового оборудования, Россия, по мнению специалистов, должна поднимать конкурентоспособность.
– Анализ оборудования для разработки шельфовых месторождений выявил полное отсутствие российских стандартов на шельфовое оборудование, – отмечает профессор Кершенбаум.
Вероятно, и по этой причине иностранные подрядчики при реализации совместных российско-зарубежных шельфовых проектов отдавали предпочтение дорогостоящей зарубежной технике. При этом зачастую закупалось устаревшее оборудование, как платформы «Маликпак» и «Орлан», работающие на сахалинских проектах. И даже при строительстве оснований для добывающих платформ на российских предприятиях верхние строения заказывались зарубежным верфям.
– И причины здесь не только в соображениях коммерческой выгоды, – продолжает профессор Кершенбаум, – отечественная техника для разработки шельфовых месторождений недостаточно конкурентоспособна. К сожалению, лишь показатели цены являются привлекательными. Качество же, в первую очередь, надежность, условия поставок и сервисного обслуживания, затраты на этапе эксплуатации работают против.
Выход ученый видит в формировании перечня национальных стандартов нефтегазового оборудования. Сфера стандартизации требует государственного финансирования, а в России, как и в советские времена, оно чрезвычайно скудно. Отсюда – производство морально устаревшей, недостаточно конкурентоспособной техники. Зарубежный, в частности, американский опыт, свидетельствует о том, что один доллар, вложенный в сферу стандартизации, оборачивается 30 долларами прибыли. Американские нефтяные фирмы через АРI вкладывают невиданные для России инвестиции. А США, как известно, весьма прагматичная страна. Четырехмиллионная Норвегия продемонстрировала всему миру, как за весьма ограниченное время при организующей и финансирующей роли правительства масштабная задача создания нефтяной промышленности на шельфе была блестяще решена.
Кадры готовит ДВФУ
На пути освоения шельфа перед Россией стоит кадровая проблема. Определенные шаги в организации подготовки специалистов сделаны на Дальнем Востоке. Здесь еще в 70-е годы прошлого столетия под руководством профессора Н. Г. ХРАПАТОГО на базе кафедры гидротехники Дальневосточного государственного технического университета сформировалась научная школа в области морской гляциологии и ледотехнических проблем освоения ледовитых морей. Представителями этой школы были выполнены исследования ледяного покрова дальневосточных морей, особенностей воздействий ледяного покрова на морские инженерные сооружения, разработаны практические рекомендации. За последние 10 лет научная школа получила новый импульс. В 1991 г. на базе кафедры гидротехники была создана компания «Гидротекс», ориентированная на проблемы, связанные с освоением ресурсов Мирового океана, а также на инновационную деятельность. Уже в то время она занималась разработкой проектов строительства и ремонта гидротехнических сооружений, научными исследованиями, проведением изысканий, производством отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий для строительства морских инженерных сооружений.
– Перспективность реализации освоения шельфа дальневосточных и арктических морей не вызывала у нас сомнения, – говорит директор Инженерной школы, председатель Дальневосточного регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук, вице-президент ДВО Российской инженерной академии Александр БЕККЕР. – Среди научных разработок коллектива кафедры – концепция описания дрейфующего ледяного покрова, математические модели формирования ледовых нагрузок и воздействий на береговую зону и морские инженерные сооружения континентального шельфа, в том числе нефтегазопромысловые, математические модели напряжённо-деформированного состояния инженерных сооружений, соответствующие инженерные методики и компьютерные программы. Многие разработки получили практическую реализацию в крупных проектах по добыче и экспорту углеводородного сырья, таких, например, как «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
В настоящее время Дальневосточный федеральный университет активно сотрудничает с подразделениями Норвежского университета науки и технологии, Фонда научных и технологических исследований SINTEF, компаниями Kvaerner и Multiconsult по совершенствованию методик и техники проведения теоретико-экспериментальных исследований. Эти исследования приобретают особую актуальность в связи с планами строительства железобетонных платформ на больших глубинах на месторождениях Баренцева моря и шельфе о. Ньюфаундленд в Канаде.
По оценкам ведущих нефтегазовых компаний, потребность в квалифицированном персонале для работы в морских проектах уже превышает суммарные выпуски практически всех европейских университетов, которые осуществляют подготовку специалистов по морским технологиям. Учитывая экономическую политику государства, международный и собственный опыт научной и практической работы в освоении арктических морей, в ДВФУ разработали собственную магистерскую программу «Шельфовое и прибрежное строительство». До 2014 года планируется ввести в обучение еще 6 международных магистерских программ по направлениям «Экотехнологии в морской технике», «Мехатроника и робототехника», «Электромагнитная совместимость и диагностика электроэнергетического оборудования», «Электронное приборостроение», «Экологический менеджмент», «Офшорная ветроэнергетика».
Подготовкой российских специалистов занимается на Дальнем Востоке и Технический нефтегазовый институт Сахалинского государственного университета. В его развитие вкладывают средства и операторы сахалинских проектов. В частности, в апреле этого года компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» и правительство Сахалинской области подписали меморандум о безвозмездной передаче институту $5 млн на техническое оснащение.
Надежда ВОРОНЦОВА, "Дальневосточный капитал".
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы