Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Суббота| 16 Января, 22:46 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Еврейская автономная область
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 73.55 р.
1 EUR 89.25 р.
100 JPY 70.92 р.
10 CNY 11.36 р.
Тема номера
Лес рубят - квоты летят
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
03.01 |
В интересах клиентов: Группа ННК провела зачистку резервуаров, минимизировав неудобства
30.12 |
Дед Мороз и Снегурочка поздравили клиентов АЗС ННК с Новым Годом!
14.12 |
Зимний автомобильный сезон в разгаре – заправляйтесь правильным топливом
11.12 |
АЗС "ННК" обеспечивают топливом жителей Бурятии в полном объеме
09.12 |
Опровержение.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 16:46
Нацпроекты определяют рост Ускорение развития дальневосточных регионов, повышение в них уровня жизни населения и качества среды обитания опираются на задачи, определенные национальными проектами.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 15:42
Иностранные инвесторы: все ли планы в силе? Приморский край твердо намерен конкурировать за иностранные инвестиции. Индия, Китай, Корея, Япония реализуют масштабные проекты в регионе
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 14:36
Снятие ограничений в Приморье открыло доступ к полноценному летнему отдыху Официальное открытие туристического сезона в этом году на территории Приморского края состоялось в середине июля. Коронавирус "своровал" у населения почти два месяца солнца и моря. Но после снятия ограничительных мер базы отдыха в Приморье захлестнули нескончаемые потоки гостей, уставших от карантинного периода. Туристы в регион приезжали со всей России.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 13:40
Приморские грани "Дальневосточного гектара" Участки земли по федеральной программе "Дальневосточный гектар" в свое пользование, по данным Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК), к началу октября получили уже свыше 85,5 тысяч человек. В целом желающим освоить пустоши было предоставлено около 60 тысяч га, что сопоставимо с размерами таких крупных городов, как Самара или Новосибирск.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 10:10
Местные авиамаршруты: взлет точно по расписанию В Приморском крае в последние годы активно развивается внутреннее авиационное сообщение
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Саммит АТЭС-2012
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Тема номера

17 Декабря 2015, 09:00 | Тема номера

Сергей ТОЛСТОГУЗОВ, генеральный директор ПАО "РАО ЭС Востока": Задача одна - развивать Дальний Восток

Интерес государства к развитию энергетики Дальнего Востока высок как никогда: уже в ближайшие месяцы может быть принят целый ряд решений, который даст отрасли мощный толчок. О том, в каком направлении будет развиваться "РАО Энергетические системы Востока" как ответственная за свет и тепло в регионе компания, "Дальневосточному капиталу" рассказал генеральный директор дальневосточного энергохолдинга Сергей ТОЛСТОГУЗОВ.

- Сергей Николаевич, на первом Восточном экономическом форуме было озвучено много инициатив по развитию Дальнего Востока России. Как «РАО ЭС Востока», будучи инфраструктурно важной компанией, ответит на новые задачи, которые руководство страны ставит перед регионом?

- Задача одна - развивать Дальний Восток. Другое дело, что государство должно определиться с целями и путями того, как именно это сделать. Для этого должна быть подготовлена стратегия развития региона, где эти цели и пути будут разложены до уровня конкретных подотраслей. И «РАО ЭС Востока» должно предложить свои решения в ответ на обозначение государством приоритетов. Такие решения должны быть посильны как для экономики компаний, так и для экономики региона.

Мы не работаем сами по себе, у нас нет отдельных от региона задач. Мы не занимаемся коммерческими проектами, направленными исключительно на получение прибыли. Цель нашего существования - помогать региону развиваться.

- Какие новые стройки холдинг планирует начать в ближайшие годы?

- Вопрос не в том, какие стройки «РАО ЭС Востока» хочет начать. Мы все-таки не строительная компания. Как я уже говорил, государство должно в первую очередь само понять - а чего оно хочет добиться от энергетики на Дальнем Востоке? Необходимо ли замещать мощности или достаточно поддерживать тот уровень, который есть сейчас? Заниматься ли модернизацией устаревших станций или замещать их новой генерацией? Будет ли расти спрос в результате развития ТОРов и Владивостока как свободного порта?

От ответа на эти вопросы и зависит, какие и где нужно реализовывать объекты в части большой генерации. У нас есть и свои предложения, основанные на развитии городов и необходимости замещения выбывающих мощностей. Мы считаем, к примеру, что уже в ближайшее время необходимо замещать новой станцией Артемовскую ТЭЦ в Приморском крае. Постепенное выбытие ждет и Владивостокскую ТЭЦ-2, для замены которой ввода ТЭЦ «Восточная» будет недостаточно. Здесь нужно строить парогазовые установки на площадке станции, а также реализовывать проекты локальных мини-ГТУ-ТЭЦ. В замене также нуждается Хабаровская ТЭЦ-1, для чего мы предлагаем строительство четвертой городской теплоэлектроцентрали.


 

- Строительство второй очереди Благовещенской ТЭЦ вышло на финишную прямую. А как продвигаются остальные стройки в рамках президентского указа о развитии «РусГидро»?

- Действительно, вторая очередь Благовещенской ТЭЦ будет запущена 25 декабря. По остальным станциям работы ведутся: Якутская ГРЭС-2 будет введена в 2016 году, здесь уже закрыты тепловые контуры корпусов и ведется монтаж технологического оборудования. А ТЭЦ в г. Советская Гавань и Сахалинскую ГРЭС-2 надеемся запустить в 2017 году.

По проекту ТЭЦ в Советской Гавани мы, к сожалению, лишились генпроектировщика: Сибирский ЭНТЦ остановил разработку рабочей документации из-за тяжелого финансового состояния холдинга «Е4». В связи с этим мы проводим конкурентные процедуры по выбору новой проектной организации. Договор с новым проектировщиком мы рассчитываем заключить до конца текущего года. В настоящее время график строительства актуализирован, при этом подрядчик обеспечен документацией на четвертый квартал текущего года и первый квартал следующего.

- «РАО ЭС Востока» строит современную газовую электростанцию во Владивостоке. На какой стадии находится проект?

- По ТЭЦ «Восточная» мы приступили к возведению схемы выдачи электрической мощности. На площадке уже ведется устройство кабельных каналов и прокладка кабеля, установка и наладка электротехнического оборудования, которое в будущем должно обеспечить выдачу электроэнергии от станции в городскую электросеть. В январе планируем начать наладку распределительных устройств, в феврале - пусконаладку газового оборудования. Параллельно с этим мы должны приступить к пусконаладочным работам на газотурбинных установках, завершить которые планируется в апреле 2016 года пробными пусками ГТУ.

В зимний период будут вестись монтаж внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, автоматики пожаротушения, прокладка кабельных линий, отделка помещений и другие работы в уже возведенных зданиях новой станции. Кстати, часть оборудования будущей ТЭЦ «Восточная» уже подключена к действующей городской системе теплоснабжения. В наступившем отопительном сезоне оно будет задействовано для обеспечения горожан отоплением и горячей водой. Ввести станцию в работу планируется в четвертом квартале 2016 года.

- Как изменился топливный баланс «РАО ЭС Востока» в последние годы?

- На протяжении последних пяти лет мы вели активную работу по газификации мощностей - доля газа в топливном балансе выросла с 21% до 44%, а угля - сократилась почти на 19%. Наиболее важным для нас результатом стало сокращение объема потребления нефтепродуктов более чем в 4 раза. Мы ожидаем, что к 2020 году газ займет более половины в топливном балансе. Однако это не значит, что мы уходим от использования угля - благодаря строительству новых мощностей физический объем его потребления возрастет примерно на 18%.

Параллельно с изменением топливного баланса мы проводим массу мероприятий, направленных на сокращение затрат в части топливообеспечения. На станциях проводятся пробные сжигания непроектных углей с последующим расширением «угольной корзины» и ростом конкуренции между поставщиками. Это, в свою очередь, помогает отказаться от использования дальнепривозных марок. К примеру, на Камчатку мы теперь завозим сахалинские угли, а не сырье с материка, как ранее.

- «РАО ЭС Востока» готовится к реструктуризации своей задолженности. Этот шаг высвободит значительные средства для холдинга. Как компания распорядится этими средствами?

- Реструктуризация не означает, что у нас внезапно возникнут свободные деньги и мы будем думать, куда же их девать. Для «РусГидро» наша реструктуризация будет означать принятие определенных обязательств как перед ВТБ, так и перед Российской Федерацией, так как получаемое от банка финансирование будет наполовину обеспечено государственной гарантией. Очевидно, что часть этих обязательств будет спущена в «РАО ЭС Востока». Мы будем обязаны разработать перечень мероприятий по их выполнению и ежегодно отчитываться перед акционером через систему ключевых показателей эффективности.

Конечно, экономия на процентных платежах будет. Она позволит осуществлять ремонтную программу в более полном объеме - сейчас средств хватает только на самые базовые работы. Возможно, получится направить часть высвободившихся средств на дополнительные мероприятия в части техперевооружения и реконструкции. Благодаря рефинансированию мы сможем снизить давление процентных платежей на текущую деятельность в холдинге.

- «РусГидро» консолидирует в своей структуре дальневосточные энергоактивы. Как это поможет развитию дальневосточной энергетики?

- Во многом это будет нужно для того, чтобы быстрее и проще принимать нужные решения, а также оптимизировать финансирование проектов развития.

- Одна из главных проблем, из-за которых энергетика Дальнего Востока не может перейти на рыночные рельсы, - это отсутствие возврата инвестиций. Как эту проблему собираются решать в РАО ЭС Востока?

- Отсутствие в энергетике Дальнего Востока механизмов возврата инвестиций - это комплексная проблема, характерная для всех игроков отрасли в регионе. Мы хотели бы рассчитывать на введение долгосрочных тарифов, которые позволят нам направлять средства не только на покрытие себестоимости производства, но и на инвестиционные цели. Понимаем при этом, что тема очень непростая, и, чтобы избежать роста тарифа, выдвигались различные предложения. Одно из них, и оно могло бы сработать, - это перераспределение незначительной части платы за мощность в первой и второй ценовой зонах в пользу Дальнего Востока. Речь идет всего о нескольких копейках, но эти деньги могут стать критичными для Дальнего Востока и позволят нам развернуть строительство новых станций.

- Президент России подписал закон, направленный на повышение платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. Документ вводит дополнительные гарантии для поставщиков тепла и света, а также ужесточает меры воздействия на должников. Как он повлияет на работу «РАО ЭС Востока»?

- В этом законе есть несколько очень важных моментов. Во-первых, размер пени за просрочку платежей помимо того, что он вырос в два раза, еще и значительно превышает ставку банковского процента - неплательщикам более не выгодно кредитоваться за наш счет, что нередко происходило ранее. Во-вторых, закон четко требует от «неотключаемых» потребителей предоставлять обеспечение исполнения своих обязательств по оплате электрической энергии. Введение административной ответственности за нарушение этого и других требований будет способствовать усилению дисциплины потребителей и росту собираемости денежных средств. Однако есть и другие нужные меры, решение по которым еще не принято: в первую очередь это установление приоритета прямых отношений между производителем энергоресурса и конечными потребителями. Пока мы не станем повсеместно переходить к практике прямых расчетов, борьба за платежную дисциплину будет особенно сложной.

- Вы говорили, что энергосистема Сахалина имеет большой коэффициент резервирования. Насколько приоритетным в этой связи остается проект строительства энергомоста Сахалин - Япония?

- Островная энергосистема в силу своей изолированности, действительно, вынуждена содержать значительный резерв. Что касается энергомоста, его реализация предполагается в первую очередь за счет строительства дополнительной генерации. Отпуск же с имеющихся мощностей рассматривается нами как возможность эффективно дозагрузить профицитные мощности. Это повысит надежность энергоснабжения Сахалина благодаря строительству необходимой для экспорта сетевой инфраструктуры и переводу генерации в более благоприятные режимы работы. Именно поэтому наш проект поддерживается властями Сахалинской области. Сейчас «РусГидро» и «РАО ЭС Востока» ведут переговоры с японскими компаниями, чтобы определить потенциальных контрагентов со стороны Японии.

- Еще в 2013 году «РАО ЭС Востока» вместе с «РусГидро» подписали соглашение с японской Kawasaki о строительстве в Магаданской области завода по производству сжиженного водорода, который позволит утилизировать свободные мощности в региональной энергосистеме. Что сдерживает этот проект?

- Мы видим достаточно высокую неопределенность на мировых рынках энергоресурсов. В связи с этим мы совместно с японскими партнерами планируем провести дополнительное маркетинговое исследование по анализу цен и возможным рынкам сбыта сжиженного водорода. Параллельно с этим «РАО ЭС Востока» вместе с «РусГидро» начало проработку возможности реализации проекта с применением альтернативных технологий по сжижению водорода. Мы надеемся, что в 2016 году удастся принять решение о дальнейших шагах по реализации проекта.

- В сентябре «РАО ЭС Востока» подписало трехсторонний меморандум с властями Муданьцзяна и китайским «Амур Энерго-Строй Альянсом» по проекту строительства Уссурийской ТЭЦ, необходимость ввода которой была озвучена еще в 90-е. Насколько актуален этот проект сегодня?

- Этот проект очень интересен в связи с тем, что потребность в нем имеют сразу две страны. С одной стороны, Уссурийская ТЭЦ поможет решить проблемы теплоснабжения города путем замещения многочисленных малоэффективных котельных централизованной системой теплоснабжения. При этом полный объем электрической выработки станции готовы выкупать власти Муданьцзяна. «Амур Энерго-Строй Альянс» выразил готовность обеспечить проект финансированием и реализовать его «под ключ» на базе оборудования китайского производства. Работа в режиме когенерации является наиболее экономически эффективной и поможет сдерживать тарифы на тепло и горячую воду для уссурийцев. Добавляет инвестиционной привлекательности проекту наличие валютной выручки в юанях или долларах США, что позволит привлечь дешевое финансирование китайских банков.

- В последнее время азиатские производители проявляют все больший интерес к рынку возобновляемой энергетики Дальнего Востока. Не будут пересмотрены планы по развитию ВИЭ в регионе на фоне меняющейся экономической конъюнктуры?

- Главным показателем нашей программы ВИЭ является ее экономическая эффективность. Поэтому общение с азиатско-тихоокеанскими партнерами сводится к оптимизации стоимости оборудования и капитального строительства. В этой логике лежит совместный с японскими компаниями Mitsui и Komaihaltec и японской правительственной организацией NEDO пилотный проект ветропарка в поселке Усть-Камчатске. Он позволит оценить предоставленные японскими коллегами образцы оборудования и понять, насколько они подходят для будущих объектов, в том числе с точки зрения экономической эффективности. Более того, мы совместно с Komaihaltec рассматриваем возможность локализации производства ветроустановок или их отдельных элементов на территории ДФО - это тоже позволит снизить затраты. К выбору технологий солнечной и ветровой генерации и оптимизации их стоимости также активно подключились производители оборудования из Китая. Пул потенциальных поставщиков растет, конкуренция между ними усиливается, поэтому наши планы по реализации программы развития ВИЭ на Дальнем Востоке остаются в силе. 

Ольга ДОБРОЛЮБОВА.  Журнал "Дальневосточный капитал", декабрь, 2015 год. 

 

Теги: РАО ЭС Востока  газификация  РусГидро 
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Лес рубят - квоты летят
  • Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
  • Груз ответственности на акватории порта
  • Один в пыли не воин
  • Крабовладельцы
  • Государство нам в помощь
  • 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
  • Новые масштабы нацпрограммы
  • Курс на диверсификацию: Как меняется горнодобывающая отрасль в ДФО
  • Полиметалл: делая невозможное возможным





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Проект ДК
30 Октября 2020, 12:30
Сельское хозяйство: между потерями и обретениями Среди перспективных отраслей экономики края сельское хозяйство более десяти лет занимает ведущие позиции по объемам привлеченных инвестиций. Итогом такой активности стали появившиеся в регионе новые производства, которые позволили увеличить объемы продуктов питания, выпускаемых приморскими предприятиями, и в целом повысить показатели обеспеченности Приморского края собственной продукцией.
статьи раздела
Loading...
RedTram
Проект ДК
30 Октября 2020, 11:53
Инвестиции чувствуют перспективы Благоприятный инвестиционный климат Дальнего Востока открывает широкие возможности отечественному бизнесу найти для себя новые сферы приложения капитала. Особенно это заметно на территориях, где введены льготные режимы экономической деятельности, позволяющие форсировать создание новых предприятий, производств, объектов новой инфраструктуры, жилья. О том, каковы сегодня перспективы выполнения инвестиционных соглашений резидентами ТОР и СПВ, рассказывает директор Ассоциация резидентов территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток Денис ГАРИН:
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 11:00
Артем принимает вызов На глазах город Артем Приморского края становится все более комфортным для жизни. Есть видимые для глаз перемены - ведется комплексное благоустройство, строятся парки; и есть менее заметные, - во многом изменились отношения местной власти и бизнеса. О том, на каких принципах они строятся, как город содействует привлечению инвестиций, мы говорим с Вячеславом Квоном, главой Артемовского городского округа.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:20
Энергетика Приморья: этапы развития Новые энергообъекты должны обеспечить возросшие потребности бизнеса и решить проблему надежности
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:00
Лесопромышленный комплекс: переработка выходит на первый план Инвестиционные проекты в отрасли поддержаны на федеральном и региональном уровне
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
Адрес: 690950, г. Владивосток, пр-т Красного знамени 10 • тел./факс: (423) 245-04-85, 245-03-94 • e-mail: [email protected]
© 2000-2011 ОАО «Издательская компания «Золотой Рог». Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, графических и фотоматериалов ссылка на «Дальневосточный капитал» обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на «Дальневосточный капитал» обязательна. Создание и поддержка: ОАО «Издательская компания «Золотой Рог». Данный сайт содержит информационную продукцию категории 16+.
џндекс.Њетрика