Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 31 Октября, 03:50 |
|
|
Тема номера
|
«Сахалин - материк»: мост в будущее
Идея надежного круглогодичного соединения Сахалина с материком существовала достаточно давно, она была неразрывно связана с планами широкого освоения территорий Нижнего Амура. В середине XIX века ее высказали выдающиеся мореплаватели адмиралы Г.И. НЕВЕЛЬСКОЙ и Н. М. ЧИХАЧЕВ, но их предложение не было поддержано правительством России. В 1892 году дамбу через пролив Невельского предложил построить харьковский купец ГУДКОВ. На деньги купцов Приамурья была организована работа по изысканию строительства железной дороги к портам Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, но и в этот раз проект не был воспринят руководством страны. Также не получил развития и проект штурмана Н.ОСТАШЕВСКОГО, который в 1915 году изложил свою идею генерал-губернатору Амурского края Н.ГОНДАТТИ. Кроме экономических выгод от строительства дамбы автор предполагал укрепить обороноспособность устья Амура. Но грянула Гражданская война, затем Великая Отечественная и проект еще на полвека был забыт.
В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил Сталин. Рассматривались варианты с паромной переправой, мостом и тоннелем. Вскоре на официальном уровне (секретное постановление Совета Министров СССР от 5 мая 1950 года) было принято решение о сооружении тоннеля в районе мыса Лазарева - Погиби, по которому должен был пройти участок железной дороги Комсомольск-на-Амуре - о. Сахалин. На материке было построено 120 км железнодорожного полотна по правому берегу Амура от станции Селихино до станции Чёрный мыс (дорога в дальнейшем использовалась для вывоза древесины). На мысе Лазарева, откуда предполагалось прокладывать тоннель, был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 м. После смерти Сталина и массовой амнистии заключённых работы по проекту были свёрнуты.
Бурное развитие экономики Сахалина потребовало быстрого решения транспортной проблемы, поэтому был реализован паромный вариант. Но в начале XXI века стало очевидно, что паромный комплекс исчерпал себя и не может обеспечить бесперебойную транспортную связь и потребности экономики.
ОАО «РЖД» подготовило несколько лет назад обоснование инвестиций проекта. В разработке этого документа участвовали 14 проектных и научно-изыскательских институтов под руководством генерального подрядчика - государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ и Российской академии наук. Все они пришли к заключению - проект является стратегическим для страны, в том числе с геополитической точки зрения.
Проект состоит из 4 частей. Первая - строительство железной дороги на территории Хабаровского края (от существующей железнодорожной магистрали до мостового перехода). Вторая - сам переход, каким он будет (мост, тоннель или дамба, которая также может выполнять роль электростанции, с обводным каналом) - решение пока не принято. Третья - «перешивка» узкой колеи железнодорожной магистрали на Сахалине на общесетевой стандарт. Четвертая - строительство железнодорожной «ветки» (43 км) на западном побережье Сахалина Углегорск - Ильинск, чтобы соединить крупнейшие на Сахалине угольные месторождения с морскими незамерзающими портами юга острова.
Ориентировочная стоимость проекта - $13-14 млрд. «Это сопоставимые деньги с саммитом АТЭС, Олимпиадой в Сочи и рядом других проектов. Наш проект имеет право на жизнь, он абсолютно реальный. Создание транспортного коридора «Восток - Запад» даст хороший импульс развитию экономики Дальнего Востока РФ», - считает губернатор Сахалинской области Александр ХОРОШАВИН.
На встрече с жителями Южно-Сахалинска в 2011 году он заявил, что одна из основных задач его губернаторства - добиться реализации данного проекта. «Этот проект не только экономический, он - социальный, политический. Проект, который связывает нашу страну в единое целое», - сказал тогда губернатор. «Оторванность Сахалина от материковой части России отрицательно сказывается не только на экономике региона, но и на менталитете, настроении его населения», - считает глава региона.
Его поддержал полномочный представитель президента РФ в ДФО Виктор ИШАЕВ: «Отсутствие надежного транспортного сообщения Сахалин - материк препятствует развитию интеграционных процессов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, затрудняет решение вопросов, связанных с развитием Дальнего Востока и обеспечением национальной безопасности России». Оба они считают, что эта масштабная стройка должна вестись одновременно с модернизацией БАМа и использовать кадровый потенциал (а это почти 160 тыс. рабочих рук) и мощности строительной индустрии, которые сейчас высвобождаются в связи с завершением возведения объектов саммита АТЭС во Владивостоке.
Проект даст мультипликативный эффект развития всего Дальнего Востока, а также решит ряд важнейших региональных и общегосударственных задач, заявляют эксперты.
Строительство железнодорожной линии от Комсомольска-на-Амуре до мыса Лазарева (до места перехода) открывает возможность экономического развития значительной территории северо-восточной части Хабаровского края, где запасы ценных пород древесины оцениваются в 7,2 млрд кубометров. Из-за труднодоступности данной территории ежегодно здесь от лесных пожаров гибнет до 80 тыс. га леса.
Реализация проекта перехода объединит единой транспортной сетью сразу четыре дальневосточных морских порта (Де-Кастри, Холмск, Невельск, Корсаков), что позволит создать новые выходы России в АТР и снизить перевалочные нагрузки других дальневосточных портов, работающих сегодня на пределе своих возможностей.
Северный завоз в Магадан, на Камчатку, Чукотку и в восточной сектор Арктики может быть переключен с портов Приморья на порты Сахалина. Это позволит существенно сократить расходы, расстояние доставки грузов станет максимально коротким.
Существующие транспортные связи Сахалина с материком в настоящее время являются главным сдерживающим фактором всестороннего комплексного развития островного региона, в том числе его нефтегазового комплекса. Проект перехода также обеспечит доступность поездок на материк для каждого сахалинца, создав альтернативу авиационному транспорту. Прямое сообщение с материком повысит качество жизни населения, снизит комплекс «оторванности» от большой земли, улучшит демографическую ситуацию. Кроме того, транспортная доступность острова с его уникальной природой сделает привлекательными туристические поездки.
Большой интерес к этому проекту проявляет японская сторона. В случае его реализации перспективным становится строительство перехода между Сахалином и японским островом Хоккайдо. Таким образом, через Россию пройдет международный транспортный коридор «Восток - Запад», который свяжет Юго-Восточную Азию с Европой. В настоящее время работает паромная переправа Корсаков (Сахалин) - Вакканай (Хоккайдо, Япония), время следования парома в один конец - 5 часов. Возможна организация экспрессной контейнерной линии на данном маршруте с дальнейшей отправкой грузов в Европу через Сахалин и БАМ без промежуточных перевалок по кратчайшему расстоянию и с минимальными сроками доставки. Через Северный Ледовитый океан сегодня доставка грузов занимает 1,5 месяца, через Африку, «где сомалийские пираты и все остальное», - порядка нескольких месяцев.
К проекту проявляют интерес и другие страны, например, Корея. Эти страны сейчас ищут варианты создания крупнейшего международного транспортного коридора, и Россия может опоздать, предупреждают эксперты. Сегодня идет ожесточенная борьба за рынок трансконтинентальных перевозок, и у России есть реальные преимущества, поэтому реализовывать проект «Сахалин - материк» необходимо в самое ближайшее время, считают они. Отказ России от проекта - потеря уникальной возможности направления трансконтинентального транзита через свою территорию. В этом случае грузы из ЮВА в Европу и обратно пойдут по альтернативным трассам, которые могут появиться в ближайшее время, - TRACEKA, Шелковый путь, железнодорожный переход Япония - Корея. Упущенный шанс станет стратегическим проигрышем страны.
«Идея строительства моста между Сахалином и материком имеет право на существование. Она бы самым существенным образом изменила жизнь на Сахалине», - признает и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Об этом он заявил в ходе своего визита на Сахалин в июле 2012 года. Премьер-министр отметил, что это «очень, очень дорогой проект». «В то же время его экономическая суть и социальные последствия колоссальные, поэтому на будущее, я считаю, нам нужно, как минимум, просчитать все возможные варианты и все возможные способы, каким образом связать материк и Сахалин», - сказал Медведев.
Проект строительства железнодорожного мостового перехода «Сахалин - материк» включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта России и стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.
Правительство Сахалинской области,
Министерство инвестиций и внешних связей Сахалинской области
Тел.: (4242) 469-392, факс 469-395
E-mail: mininvest@adm.sakhalin.ru
Елена ТРЕТЬЯКОВА, «Дальневосточный капитал».
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы