Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Понедельник| 25 Января, 23:58 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Еврейская автономная область
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 74.86 р.
1 EUR 91.15 р.
100 JPY 72.16 р.
10 CNY 11.56 р.
Тема номера
Лес рубят - квоты летят
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
23.01 |
Родителям на заметку: школьников предупредили о изменении места акции за Навального
03.01 |
В интересах клиентов: Группа ННК провела зачистку резервуаров, минимизировав неудобства
30.12 |
Дед Мороз и Снегурочка поздравили клиентов АЗС ННК с Новым Годом!
14.12 |
Зимний автомобильный сезон в разгаре – заправляйтесь правильным топливом
11.12 |
АЗС "ННК" обеспечивают топливом жителей Бурятии в полном объеме
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 16:46
Нацпроекты определяют рост Ускорение развития дальневосточных регионов, повышение в них уровня жизни населения и качества среды обитания опираются на задачи, определенные национальными проектами.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 15:42
Иностранные инвесторы: все ли планы в силе? Приморский край твердо намерен конкурировать за иностранные инвестиции. Индия, Китай, Корея, Япония реализуют масштабные проекты в регионе
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 14:36
Снятие ограничений в Приморье открыло доступ к полноценному летнему отдыху Официальное открытие туристического сезона в этом году на территории Приморского края состоялось в середине июля. Коронавирус "своровал" у населения почти два месяца солнца и моря. Но после снятия ограничительных мер базы отдыха в Приморье захлестнули нескончаемые потоки гостей, уставших от карантинного периода. Туристы в регион приезжали со всей России.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 13:40
Приморские грани "Дальневосточного гектара" Участки земли по федеральной программе "Дальневосточный гектар" в свое пользование, по данным Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК), к началу октября получили уже свыше 85,5 тысяч человек. В целом желающим освоить пустоши было предоставлено около 60 тысяч га, что сопоставимо с размерами таких крупных городов, как Самара или Новосибирск.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 10:10
Местные авиамаршруты: взлет точно по расписанию В Приморском крае в последние годы активно развивается внутреннее авиационное сообщение
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Саммит АТЭС-2012
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Тема номера

31 Августа 2016, 12:47 | Тема номера |

Найден ключ к устойчивому развитию Северо-Восточной Азии

На современном этапе развития международных отношений наблюдается активизация различных форм региональной интеграции и сотрудничества. Все больше стран заключают соглашения о зонах свободной торговли (только в АТР с 1990 по 2015 годы их число выросло с 5 до 200), формируются глобальные партнерства - Транстихоокеанское партнерство, Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство и другие.

Страны Северо-Восточной Азии в этих широкоформатных процессах тоже участвуют, но особую роль в регионе играет «Расширенная Туманганская Инициатива» (РТИ). Этот многосторонний межправительственный механизм экономического сотрудничества - ключ к устойчивому развитию СВА, считают заслуженный экономист России Наталия ЯЧЕИСТОВА (Москва), возглавлявшая секретариат РТИ в 2006-2010 годах, и начальник отдела развития транспорта АО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота» (ДНИИМФ), транспортный эксперт РТИ с 2010 года, кандидат технических наук Михаил ХОЛОША (Владивосток).

Вчера и завтра РТИ

«Расширенная Туманганская Инициатива» - межправительственный механизм сотрудничества, созданный в 1995 году под эгидой Программы развития ООН проекта «Программы развития бассейна реки Туманган (Туманной)» с участием КНР, КНДР, Республики Корея, РФ и Монголии. Название программы - по имени реки, разделяющей три государства: Россию («место трех границ» - в Хасанском районе Приморского края), КНР и КНДР (в 2009 году вышла из состава учредителей из-за введения санкций со стороны Совета безопасности ООН).

Географически территория РТИ шире и охватывает три северо-восточные провинции (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин) и Внутреннюю Монголию КНР, три восточных аймака Монголии (Дорнод, Хентии и Сухбаатар), восточные порты Республики Корея и Приморский край.

Досье «Дальневосточного капитала»: Ключевые сектора сотрудничества в РТИ - транспорт, энергетика, инвестиции, туризм, охрана окружающей среды, а с недавнего времени к ним добавились проекты в области сельского хозяйства. Высший орган управления - консультативная комиссия, заседания проходят раз в год; исполнительный орган - секретариат РТИ со штаб-квартирой в Пекине, который поочередно возглавляют представители каждой из стран-участниц. Повседневную работу ведут соответствующие отраслевые советы. Участие РФ в деятельности РТИ регламентирует Распоряжение Правительства РФ №1245-р от 25.08.2008 г., координирует Минэкономразвития в тесном взаимодействии с МИД России, Минтрансом и администрацией Приморского края. С недавнего времени к работе подключилось Минвостокразвития.

Наталия Ячеистова:


 

- За 20 лет РТИ сформировалась как универсальная площадка для сотрудничества в СВА по направлениям, представляющим взаимный интерес для стран-участниц: РФ, Китая, Монголии и Южной Кореи. Нашей стране участие в этой организации позволяет последовательно отстаивать свои интересы в важном с геополитической точки зрения регионе, развивать сбалансированное торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество со странами СВА, привлекать дополнительные инвестиции в экономику Дальнего Востока. К настоящему времени в рамках РТИ успешно реализован ряд проектов в транспортной, торгово-инвестиционной и других сферах, вырос объем торговли и инвестиций.

В 2012 году, в год председательства России, члены РТИ единогласно решили повысить ее статус до самостоятельной международной организации. Работа в этом направлении значительно продвинулась. Учитывая высокую заинтересованность всех членов РТИ во взаимном сотрудничестве, России целесообразно активизировать свою деятельность в этой организации, чтобы получить максимум экономической и политической выгоды и занять прочную нишу в интеграционных процессах СВА.

При планировании работы в новом юридическом статусе важно учесть накопленный опыт, провести критический анализ сделанного, определить узкие места и способы их преодоления, наметить последующие действия.

Стоит помнить, что из-за недостатка средств и финансовой инфраструктуры работа РТИ была сконцентрирована на небольших проектах, тем не менее проведенная работа заложила прочный фундамент для дальнейшего взаимодействия. Так, созданная в 2014 году под эгидой РТИ Ассоциация экспортно-импортных банков позволяет приступить к проработке и реализации крупных инфраструктурных проектов. Они могут затрагивать самые разные стороны экономической жизни - от транспортных мультимодальных проектов, совместных программ по упрощению процедур торговли до продвижения трансграничных региональных туристических маршрутов.

В рамках подготовки базисных документов обновленной организации целесообразно подготовить Руководство по обеспечению финансирования проектов, с самого начала наладить системную работу по подготовке проектной документации на уровне международных стандартов (bankable projects), обеспечив по ним соответствующую отчетность. Методологию по ее подготовке можно разработать совместно с Ассоциацией экспортно-импортных банков. Желательно также сохранить поддержку проекта со стороны ПРООН, в том числе финансовую.

Что касается состава участников обновленной РТИ, ими в перспективе могут стать Япония и КНДР, что позволит придать организации характер всеобъемлющего партнерства в СВА, способствовать миру и устойчивому развитию региона. У России есть все возможности и объективные предпосылки, чтобы стать лидером североазиатской интеграции.

До сих пор в проектах РТИ со стороны России был наиболее активно задействован Приморский край. Настало время для вовлечения в интеграционные процессы и других приграничных территорий Дальнего Востока и Сибири.

Транспорт - инструмент развития

Ключевая роль в развитии СВА отводится развитию транспортной инфраструктуры. Поэтому в 2009 году в структуре РТИ был организован Транспортный совет. Его задачи - стимулировать развитие региональной транспортной системы, повысить ее региональную связность, увеличить грузовые и пассажирские потоки в СВА.

Михаил Холоша:


 

- Важно, что РТИ бережно относится к ценностям многостороннего сотрудничества. Так, к достижениям в багаже организации можно отнести продолжение исследований института ERINA, выполненное силами международной команды специалистов из Китая, Монголии, России, Южной Кореи и Японии в области оценки текущего экономического спроса на транспортные перевозки в регионе. Эти исследования легли в основу концепции коридоров Северо-Восточной Азии, которая была признана и получила дальнейшее развитие.

В августе 2013 года на заседании Транспортного совета РТИ во Владивостоке его участники одобрили выполненное экспертами в 2012 году комплексное исследование интермодальных маршрутов в СВА, «Региональную транспортную стратегию и план действий РТИ».

Досье «Дальневосточного капитала»: РТИ - единственная площадка международного сотрудничества, в рамках которой на территории четырех стран исследуются и продвигаются транспортные коридоры Северо-Восточной Азии, в том числе Туманганский и Суйфэньхэ (МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» - часть этих международных транспортных коридоров).

Естественно, с течением времени маршруты РТИ претерпевают изменения и требуют оптимизации: так, сегодня существуют новые предложения и идеи, генерируемые в Китае, Монголии, Республике Корея и Японии, требующие должного внимания. С 2014 года эти страны при поддержке РТИ значительно скорректировали собственные стратегии транспортного развития.

Так, в начальной стадии продвижения находится пилотный проект - транспортный маршрут Муданьцзян - Суйфэньхэ - Гродеково - Владивосток - Донхэ - Сакаиминато. Его инициировали соответствующие префектуры Японии, Республики Корея и Китая, а помогает реализовать комитет по сотрудничеству региональных властей РТИ. Это яркий пример очевидного изменения спроса на транспортное развитие в СВА, включая востребованный сервис и маршруты, проходящие по территории Приморья.

Уникальность текущего момента

Именно сегодня сложился широкий контекст событий, формирующих перспективы РТИ и ее особую роль:

 Россия занимает все более активную позицию в СВА, Азии и АТР (участие в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и в создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС)).

 Во всем мире активно создаются зоны притяжения политических и экономических интересов: это площадки интеграции и сотрудничества, зоны свободной торговли и иные формы сопряжения идей и интересов, например Транстихоокеанское партнерство и т. п.

 Существует ряд ярких инициатив у КНР, Республики Корея, а также идей, продвигаемых Россией, предложенных Японией, Монголией и другими странами, поэтому задача объединения этих идей крайне актуальна.

 Есть и примеры объединения идей: сопряжение ЕАЭС с Экономическим поясом Шелкового пути (One Belt, One Way), включая его северо-восточную часть (она совпадает с географическим мандатом РТИ).

 Активизируются двусторонние форматы сотрудничества: Россия - Китай, Россия - Корея, Россия - Монголия, Россия - Япония и т. д.

 В России принят ряд федеральных законов - о свободном порте Владивосток и о территориях опережающего социально-экономического развития, требующих эффективной инфраструктуры и т. д.

Все это говорит об уникальной возможности сопряжения разных идей разных стран региона в разных форматах интеграции и сотрудничества, которую можно реализовать на российской территории, начиная с юга Приморского края. И транспорт юга Приморья - не просто транспорт субъекта РФ, а инфраструктура для обслуживания экономики Свободного порта Владивосток (СПВ) и интеграции с международным окружением. В этом залог успешности в развитии пространственной экономики: важно раскрыть макро- и микроэкономический, геостратегический, политический и иные смыслы развития инфраструктуры и обеспечить инвестиционную привлекательность проектов, в том числе используя формат РТИ.

В современных условиях для развития инфраструктуры свободного порта нужна особая модель транспортной системы, способная решать новые задачи и привлекать более широкий круг участников (стран, инвесторов, разных бизнесов, пользователей и т. д.). Международный спрос и новый формат развития ДФО, предложенный государством, формируют спрос на создание внешней инфраструктуры Свободного порта Владивосток нового типа, объединяющей существующие и новые проекты в рамках обновленного целеполагания. Новое время - новые возможности - новые цели и задачи.

Транспортные эксперты СВА периодически обсуждают, как идет формирование евразийской транспортно-логистической системы. По общему мнению, дальневосточные порты сюда хорошо встраиваются, и их развитие востребовано не только в интересах России, мощный толчок получат порты Японии, Кореи, других стран. Вот почему в развитие транспортной сети нужно вовлекать как можно больше стран: это даст гарантии грузовой базы и устойчивости в развитии. Приморье находится на логистическом перекрестке, и нужно максимально использовать эти возможности.

В заключение хочется отметить, что сегодня интерес к СВА со стороны третьих стран и международных институтов из-за богатого экономического потенциала региона, наличия ресурсных и инфраструктурных возможностей в развитии все более усиливается. В этих условиях только активная опережающая политика в области многостороннего сотрудничества в регионе позволит России обеспечить свои интересы в гармоничном и устойчивом развитии.

Перед Приморьем и Владивостоком стоит задача - создать международную коммуникативную площадку, укрепляющую российский суверенитет в СВА. Она не может быть решена без эффективных транспортных связей с международным окружением. Для этого нужно увязать востребованные международные маршруты на юге Приморья в единую мультимодальную транспортную сеть, имеющую эффективную логистику. Такой подход сформирует спрос на развитие инфраструктуры и пространственной экономики Свободного порта Владивосток.

Поставленная задача не может быть решена только локальными проектами и отдельными двусторонними отношениями. Нужны комплексный подход и многосторонний формат сотрудничества.

Примечание. Авторы выражают благодарность всем российским и зарубежным коллегам, принимающим активное участие в деятельности РТИ. 

Журнал "Дальневосточный капитал", август, 2016 год. 

 

Теги: транстихоокеанское партнерство  АТР 
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Лес рубят - квоты летят
  • Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
  • Груз ответственности на акватории порта
  • Один в пыли не воин
  • Крабовладельцы
  • Государство нам в помощь
  • 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
  • Новые масштабы нацпрограммы
  • Курс на диверсификацию: Как меняется горнодобывающая отрасль в ДФО
  • Полиметалл: делая невозможное возможным





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Проект ДК
30 Октября 2020, 12:30
Сельское хозяйство: между потерями и обретениями Среди перспективных отраслей экономики края сельское хозяйство более десяти лет занимает ведущие позиции по объемам привлеченных инвестиций. Итогом такой активности стали появившиеся в регионе новые производства, которые позволили увеличить объемы продуктов питания, выпускаемых приморскими предприятиями, и в целом повысить показатели обеспеченности Приморского края собственной продукцией.
статьи раздела
Loading...
RedTram
Проект ДК
30 Октября 2020, 11:53
Инвестиции чувствуют перспективы Благоприятный инвестиционный климат Дальнего Востока открывает широкие возможности отечественному бизнесу найти для себя новые сферы приложения капитала. Особенно это заметно на территориях, где введены льготные режимы экономической деятельности, позволяющие форсировать создание новых предприятий, производств, объектов новой инфраструктуры, жилья. О том, каковы сегодня перспективы выполнения инвестиционных соглашений резидентами ТОР и СПВ, рассказывает директор Ассоциация резидентов территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток Денис ГАРИН:
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 11:00
Артем принимает вызов На глазах город Артем Приморского края становится все более комфортным для жизни. Есть видимые для глаз перемены - ведется комплексное благоустройство, строятся парки; и есть менее заметные, - во многом изменились отношения местной власти и бизнеса. О том, на каких принципах они строятся, как город содействует привлечению инвестиций, мы говорим с Вячеславом Квоном, главой Артемовского городского округа.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:20
Энергетика Приморья: этапы развития Новые энергообъекты должны обеспечить возросшие потребности бизнеса и решить проблему надежности
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:00
Лесопромышленный комплекс: переработка выходит на первый план Инвестиционные проекты в отрасли поддержаны на федеральном и региональном уровне
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
Адрес: 690950, г. Владивосток, пр-т Красного знамени 10 • тел./факс: (423) 245-04-85, 245-03-94 • e-mail: [email protected]
© 2000-2011 ОАО «Издательская компания «Золотой Рог». Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, графических и фотоматериалов ссылка на «Дальневосточный капитал» обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на «Дальневосточный капитал» обязательна. Создание и поддержка: ОАО «Издательская компания «Золотой Рог». Данный сайт содержит информационную продукцию категории 16+.
џндекс.Њетрика